(Утверждены заместителем главного санитарного врача СССР 23 июня 1964 г. № 480-64)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие санитарные правила распространяются на все виды проектируемых, модернизируемых и изготовляемых тракторов, самоходных шасси, самоходных и стационарных сельскохозяйственных машин и орудий.
ОБЩИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
В конструкции тракторов, самоходных шасси, самоходных машин, других сельскохозяйственных машин и орудий и отдельных их узлов должны быть предусмотрены элементы, обеспечивающие защиту работающих людей от влияния неблагоприятных факторов производственной среды, удобство, легкость и безопасность при эксплуатации и ремонте.
Конструкция и расположение отдельных узлов, механизмов, масленок и т. п. на тракторах, самоходных шасси, сельскохозяйственных машинах и орудиях должны обеспечивать безопасный и удобный доступ к ним при проведении технического ухода и ремонта. В тракторах, самоходных шасси, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах для трудно доступных узлов должны быть применены либо централизованная смазка, либо подшипники, обеспечивающие одноразовую смазку на весь период работы машин между профилактическими ремонтами.
Уборочные и другие машины, предназначенные для погрузки продуктов в транспортные средства, должны иметь приспособления или создавать возможность для равномерного распределения груза в кузове, без последующего ручного разравнивания.
Транспортирующие узлы машин (шнеки, пневмопроводы, цепные, планочные и другие транспортеры) должны быть укрыты кожухами, препятствующими распространению пыли. Места осмотров, смазки, очистки и т. -п. должны быть снабжены герметичными, легко открывающимися люками.
Сельскохозяйственные машины (комбайны, молотилки, зерноочистительные и сортировочные машины, льно-, пенько-, хлопкоочистительные, перерабатывающие и другие машины) должны быть снабжены пылеулавливающими и пылеотводящими устройствами. Концентрации пыли в зоне дыхания работающих не должны превышать предельно допустимых.
При загрузке машин вручную высота загрузочных отверстий бункеров не должна превышать 1 м от уровня пола, помоста.
Конструкция навесных и полунавесных сельскохозяйственных машин и орудий должна исключать необходимость в обслуживающем персонале.
Навесные и прицепные устройства на сельскохозяйственных машинах должны обеспечивать безопасность и легкость навески, сцепки, а также отсоединение их одним человеком.
Тракторы, самоходные шасси, самоходные и стационарные машины (например, молотилки, соломорезки, зерноочистительные и другие машины) должны быть снабжены сигналом (звуковым, световым). На тракторах, самоходных шасси, предназначенных Для работы с сельскохозяйственными машинами, обслуживаемыми специальным персоналом, сигнальное устройство должно быть двустороннего действия, обеспечивающим подачу сигнала трактористом рабочему на машине и обратно. Звуковой сигнал должен обеспечивать хорошую слышимость при работающей машине. Рекомендуется установка электрического звукового сигнала как наиболее эффективного.
В кабинах машин, а также в непосредственной близости от рабочих мест запрещается размещать емкости для ядохимикатов, топливные баки, бункеры для минеральных удобрений и т. п.
Тракторы, самоходные шасси и другие самоходные и стационарные машины должны быть снабжены таблицами, изготовленными методом глубокого травления с четкими стойкими надписями, указывающими положения переключения рычагов управления, места смазки и т.п.
Машины и орудия должны снабжаться инструкциями по правилам эксплуатации, правилами техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Тракторы, самоходные шасси, самоходные машины и другие сельскохозяйственные машины должны быть снабжены комплектом инструмента, обеспечивающим полную возможность обслуживания машин в полевых условиях. На машинах должны быть установлены ящики для хранения ручных инструментов.
Выпускные трубы двигателей сельскохозяйственных машин должны выводиться выше кабины, навеса и головы сидящего на сиденье рабочего на 400 мм (исключение могут составлять машины, у которых габаритная высота ограничена требованиями агротехники и технологии, – садово-виноградные, машины для работ в животноводческих помещениях и т.п.). Отведение отработанных газов в стороны, вниз и назад не допускается.
Концентрация вреднодействующих веществ, содержащихся в отработанных газах, в воздухе рабочей зоны не должна превышать предельно допустимых: окиси углерода – 20. мг/м3, акролеина – 0,7 мг/м3; тетра-этилсвинца – 0,05 мг/м3, углеводородов (в пересчете на углерод) – 300 мг/м3. Концентрации паров бензина топливного (сланцевого, крекинг и др. в пересчете на углерод) не должны превышать 100 мг/м3.
Сельскохозяйственные машины, работающие на повышенных скоростях и длительное время используемые на полевых работах (универсальные тракторы, самоходные шасси, зерноуборочные комбайны, гидромелиоративные, дорожно-строительные и транспортные машины, передвижные подъемные краны и др.), при неблагоприятных метеорологических условиях должны снабжаться кабинами для механиков-водителей (операторов).
Конструкция и внутренние габариты кабины должны обеспечивать работающим нестесненное положение на сиденье, свободное и удобное управление рычагами и педалями, полный обзор участка работ и рабочих органов машин, надежную защиту от неблагоприятных метеорологических условий: пыли, отработанных газов, ядохимикатов и других неблагоприятных факторов. Объем кабины должен быть не менее 2 м3 на одного человека.
Кабины должны быть оборудованы приточной вентиляцией с рассредоточенной подачей воздуха в кабину, создающей подпор (вытяжка неорганизованная).
Система мероприятий по нормализации микроклимата в кабине (вентиляция, теплоизоляция, кондиционирование и др.) должна обеспечивать поддержание равномерной температуры воздуха в кабине в летнее время не более чем на 2-3° выше температуры наружного воздуха, но не выше 28°.
Подвижность воздуха на рабочем месте водителя должна быть не более 1-2 м/сек.
В зимний и переходный периоды года температура воздуха в кабинах должна быть равномерной не ниже 14-16°.
Температура внутренних поверхностей кабины, особенно нагревающейся передней стенки, должна быть не выше 35°.
Температура пола и других внутренних поверхностей кабины в зимний период времени должна быть не более чем на 3° ниже температуры воздуха в кабине.
Кабины на сельскохозяйственных машинах, в особенности отверстия в местах прохождения рычагов и педалей управления, должны быть максимально уплотнены для предотвращения проникновения через них пыли, газов, шума и т. п.
Теплый воздух из-под капота и от системы воздушного охлаждения не должен поступать в кабину или на рабочее место. Теплый воздух подкапотного пространства можно использовать для обогрева кабины лишь при закрытой системе.
На прицепных машинах и орудиях, требующих для осуществления технологического процесса участия обслуживающего персонала, рабочие места должны быть расположены в безопасном и наиболее удобном месте в отдалении от источников пыле- и газовыделений и шумообразования, обеспечивающем полный обзор участка работы и рабочих органов машины. Рабочие места на машинах, применяемых на полевых работах, должны быть оборудованы защитными зонтами или тентами (навесами), изготовленными из водонепроницаемого материала с высоким коэффициентом отражения солнечных лучей.
Рабочие места на сельскохозяйственных машинах и орудиях должны быть оборудованы амортизационными сиденьями с опорной спинкой, подлокотниками и опорными площадками для ног. Покрытие сидений, опорных спинок и подлокотников должно быть эластичным и проницаемым для воздуха. Сиденья вместе со спинкой должны быть регулируемыми по высоте на величину ±200 мм и в горизонтальной плоскости на ±75 мм в зависимости от роста рабочего.
Должны быть обеспечены следующие размеры сиденья:
а) глубина – 350-400 мм;
б) ширина одноместного сиденья – не менее 450 мм;
в) высота сиденья (от пола) регулируется в пределах 300-500 мм;
г) передняя часть сиденья по отношению к задней должна быть выше на 15-20 мм;
д) угол между плоскостью сиденья и спинкой (регулируемый) 90-105°;
е) высота спинки 400-450 мм;
ж) высота подлокотников (боковых подушек) 200-350 мм;
з) ширина подлокотников не менее 50 мм.
Расположение рычагов управления должно обеспечивать удобство при работе. Основные рычаги управления (штурвалы рулевого управления, рычаги бортовых фрикционов, ручного тормоза, переключения скоростей, разгрузки бункеров и др.) должны быть расположены под правую руку, а вспомогательные (рычаги вала объема мощности, переключатели света, вентилятора, стеклоочистителя, обогащения смеси, нормы высева, очистки рабочих органов и др.) – под левую.
Рукоятки рычагов управления трактором, самоходным шасси, самоходной машиной и другими машинами и орудиями следует располагать на 250-350 мм выше переднего края сиденья и на расстоянии не более 500-700 мм от спинки сиденья. В переведенном (на себя) положении расстояние от рукоятки рычагов до спинки должно быть не менее 410 мм.
Педали ножного управления следует располагать на расстоянии не более 880-930 мм от плоскости спинки сиденья, максимально отдаленного назад. В выключенном положении педали должны располагаться на высоте 180-200 мм над уровнем пола.
Ось движения педали должна располагаться перпендикулярно поверхности соприкосновения ноги с педалью, а полный ход педали не должен быть более ±90-120 мм.
Нижняя точка штурвала рулевого управления машинами должна находиться на высоте 250-300 мм от края сиденья и на расстоянии 400-500 мм от спинки. Угол наклона плоскости штурвала к горизонту должен находиться в пределах 25-40°. Нижняя поверхность штурвала должна быть волнистой для удобства захвата его пальцами.
Педали ножного управления (тормоза, акселератор, гидроуправление и другие педали) должны располагаться в центре симметрии сидящего водителя. Боковые отклонения от центра допускаются лишь для кнопки стартера и других второстепенных педалей, но не более чем на 250 мм.
Поверхность педалей должна быть рифленой, шириной не менее 80-100 мм. Педаль должна иметь боковой ограничитель с одной стороны для предупреждения соскакивания ноги в сторону. Просвет между расположенными рядом педалями должен быть не менее 50 мм.
Все рычаги и штурвалы управления сельскохозяйственными машинами должны быть снабжены рукоятками из нетеплопроводного материала. Форма рукояток рычагов грушевидная (длина 100 мм, диаметр 35 мм) или шариковая (диаметр 25-45 мм).
При ручном управлении рычагами, штурвалами и другими механизмами усилия, требующиеся для переключения основных рычагов, йе должны превышать 3 кг, а для остальных рычагов – 6 кг при полном включении. При ножном управлении усилия при полном Включении педали не должны превышать 12 кг.
37. Конструкция тракторов и других сельскохозяйственных самоходных машин должна обеспечивать плавное трогание с места и торможение. Водители машин й другие рабочие не должны подверг гаться воздействию толчкообразных колебаний («случайные вибрации»). При обычных режимах работы, т. е. при передвижении по ровной грунтовой дороге со скоростью до 25-39 км/час, а также при выполнении различных полевых работ со скоростью до 9–15 км/час средние квадратичные ускорения толчкообразных колебаний на сиденье водителя не должны превышать следующих величин:
38. Система мероприятий по ограничению шума на рабочих местах сельскохозяйственных машин (звукоизоляция, звукопоглощение, вибродемпфирование и уплотнение кабин, шумоглушение выпускных труб, повышенная точность обработки деталей, использование малозвучных материалов и др.) должна обеспечивать уровни звукового давления не выше следующих величин:
Цветная отделка (окраска) сельскохозяйственных машин должна удовлетворять следующим требованиям:
а) улучшать условия зрительного восприятия объектов работы, являющихся основными объектами внимания и различения (рабочие органы машин, приборы управления и контроля и т.п.);
б) повышать видимость объектов, опасных в отношении травматизма;
в) обеспечивать повышение отражательных свойств освещаемых поверхностей;
г) создавать благоприятное психологическое действие.
Основной цвет окраски машины должен иметь некоторый цветовой контраст с основным цветом фона (цвет культуры, почвы и т.п.), на котором используется данный агрегат:
а) для тракторов общего назначения, плугов, лесопосадочных и других машин, используемых на темно-сером фоне (цвет почвы) рекомендуется светло-зеленая окраска;
б) для пропашных тракторов, междурядных культиваторов, сенокосилок, хлопкоуборочных, свеклоуборочных и других машин, используемых на зеленом и белом фоне, рекомендуется зелено-голубая окраска;
в) зерноуборочные машины, льнокомбайны, дисковые лущильники, молотилки, соломорезки, прессподборщики и другие машины, используемые на желтом фоне, рекомендуется окрашивать в серовато-голубой цвет.
Окраска машин в яркие, резко контрастирующие цвета с цветом основного фона не допускается, так как это приводит к утомлению зрения.
Число цветов, употребляемых для окраски сельскохозяйственных машин, должно быть ограничено двумя – тремя цветами или двумя – тремя оттенками одного и того же цвета.
Машины должны быть окрашены таким образом, чтобы отдельные части – рычаги и педали управления, выключатели для пуска и остановки машины, рабочие органы и другие исполнительные механизмы, образовывали цветовой контраст с другими частями машины (корпус и др.) и фоном, на котором используется машина.
Части машины, опасные в отношении травматизма, окрашиваются в яркие, контрастные с основным цветом корпуса машин цвета – красный, киноварь, оранжевый.
Окраска основных рабочих органов машин и орудий, за которыми ведется постоянное наблюдение, должна производиться в соответствии с указаниями в табл. 78.
Таблица 78
Рекомендуемая цветовая отделка основных рабочих органов
и узлов сельскохозяйственных машин и орудий
При выборе гаммы цветов отделки внутренних поверхностей кабин сельскохозяйственных машин применять:
а) холодные тона – для кабин сельскохозяйственных машин, работающих в жаркие периоды года (лето, конец весны и начало осени) и в районах СССР, расположенных южнее 45° с. ш.;
б) теплые тона – для кабин сельскохозяйственных машин, работающих в холодное время года (зима, начало весны и конец осени) и в районах СССР, расположенных севернее 45° с. ш., а также в необогреваемых кабинах.
Светлоту отделки внутренних поверхностей кабины, оцениваемую коэффициентом отражения, принимать в пределах:
Различные трубопроводы и электроны должны иметь контрастно-отличную окраску в соответствии с общими указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий.
Материалы, применяемые для окраски сельскохозяйственных машин, должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и технических условий.
Машины и орудия, используемые на работах в ночное время, должны снабжаться осветительными установками с преимущественной локализацией светового потока на рабочие органы машины и участок работы.
Электрическое освещение на сельскохозяйственных машинах при полевых работах в ночное время должно обеспечивать требуемые уровни видимости объектов различения и исключать относительное ослепление работающих.
На всех сельскохозяйственных машинах следует применять осветительные приборы (источники света и арматура), создающие достаточные уровни освещенности рабочих поверхностей и участков работы, равномерность, без образования глубоких теней, и исключающие возможность ослепления.
Крепление светильников должно позволять установку их в любое требуемое положение для направления светового потока на необходимые рабочие поверхности.
Освещенности на рабочих поверхностях машин и орудий и участках работы (поле) должны быть не менее величин, указанных в табл. 79.
Панели контрольно-измерительных приборов в кабинах тракторов, самоходных шасси и самоходных машин должны быть оборудованы осветительными устройствами, обеспечивающими оптимальные условия видения шкалы и стрелок.
Провода электрической цепи и другие токоведущие части должны быть надежно изолированы, закреплены и предохранены от механических повреждений. Электропроводка, проходящая вблизи нагретых поверхностей двигателя и в местах, где возможно попадание на них масла и топлива, должна быть надежно защищена.
Таблица 79
Освещенность рабочих поверхностей и рабочих мест
на полевых сельскохозяйственных работах
Тракторы, самоходные шасси, самоходные и стационарные машины должны иметь штепсельные розетки для переносных ламп.