Министерство здравоохранения СССР руководит работой различных медицинских служб (за исключением Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и министерств охраны общественного порядка СССР – и союзных республик) по проведению ими санитарного надзора и противоэпидемических мероприятий, а также осуществляет контроль за этой работой.

Взамен Государственной санитарной инспекции в составе центрального аппарата Министерства здравоохранения СССР образовано лавное санитарно-эпидемиологическое управление. Соответственно с новой структурой санитарного надзора санитарно-эпидемиологическая служба возглавляется: главным санитарным врачом СССР – заместителем министра здравоохранения СССР; главными санитарными врачами союзных республик – заместителями министров здравоохранения союзных республик; главными санитарными врачами АВТОНОМНЫХ республик, краев, областей, округов, городов, районов и городах с районным делением – заместителями министров здравоохранения автономных республик или заместителями заведующих соответствующими отделами здравоохранения по санитарноэпидемиологическим вопросам; главными санитарными врачами сельских районов – заместителями главных врачей районов по санитарно- эпидемиологическим вопросам; главными санитарными врачами бассейнов, портов и линейных участков на водном транспорте.

Основными органами санитарно-эпидемиологической службы являются: в Министерстве здравоохранения СССР – Главное санитарно-эпидемиологическое управление; аналогичные управления имеются в министерствах здравоохранения союзных республик; в союзных республиках, не имеющих областного деления, организуется санитарно-эпидемиологическое управление.

Следующим основным учреждением санитарной службы являются санитарно-эпидемиологические станции союзных и автономных республик, краев, областей, округов, городов, районов в городах с районным делением, сельских районов, бассейнов, портов и линейных участков на водном транспорте и санитарно-эпидемиологические отделы районных больниц сельских районов.

Все перечисленные органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР осуществляют Государственный санитарный  надзор в двух основных направлениях:

1) в форме предупредительного надзора

2) в форме текущего надзора.

Предупредительный, санитарный надзор осуществляется санитарными органами в порядке контроля за проведением:

а) необходимых мероприятий по охране атмосферного воздуха, почвы и. водоемов от загрязнения промышленными и хозяйственными выбросами, сточными водами и отходами;

б) за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проектировании, строительстве и реконструкции промышленных предприятий, предприятий торговли, культурно-бытового обслуживания населения, детских и лечебных учреждений, а также, при планировке городов и сельских населенных пунктов;

в) за качеством бактерийных препаратов, сывороток, антибиотиков и т. д.;

г) за соответствием санитарно-гигиеническим нормам вновь разрабатываемых Государственных стандартов и технических условий на продукты питания и промышленные товары широкого потребления.

Плановый текущий санитарный надзор охватывает мероприятия санитарной службы по контролю за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства СССР, союзных и автономных республик и решений Советов депутатов трудящихся по санитарно-эпидемиологическим вопросам, профилактических мероприятий, гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил, требований, приказов и инструкций Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных и автономных республик и местных органов здравоохранения; контроль за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний, по санитарной охране границ, по предупреждению и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, используемых для питьевых и культурно-бытовых целей населения, включая и мероприятия по контролю за эксплуатацией очистных сооружений, по охране почвы и атмосферного воздуха; контроль за санитарным состоянием всех действующих государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, учреждений, коммунальных и гидротехнических сооружений, жилых и общественных зданий; контроль за проведением мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения; проведение санитарно-просветительной работы по вопросам гигиены и эпидемиологии.

Успешное проведение мероприятий как в области предупредительного, так и в области текущего санитарного надзора работниками санитарно-эпидемиологической службы обусловлено той полнотой власти, которая предоставлена. Государственному санитарному надзору СССР. Утверждение проектов строительства и норм проектирования промышленно-производственных, жилых, бытовых, коммунальных и других объектов производится только при наличии положительного заключения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик и должностным лицам санитарной службы СССР предоставлено право давать министерствам, государственным комитетам, ведомствам, совнархозам, руководителем предприятий, организаций и учреждений, а также отдельным гражданам обязательные для них предложения о проведении санитарных и противоэпидемических мероприятий с указанием сроков их исполнения.

Органам и учреждениям Государственной санитарной службы / СССР предоставлено право запрещать впредь до проведения необходимых санитарных и противоэпидемических мероприятий эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, связи, гидротехнических и коммунальных сооружений, предприятий общественного питания, торговли и иных сооружений, гражданских и культурно-бытовых зданий и других объектов, а также пользование судами, подвижными составами и самолетами в случаях установления неудовлетворительного санитарного состояния их или наличия опасности вредного воздействия на людей; приостанавливать строительство зданий и сооружений, если в ходе контроля за строительством выявлены грубые нарушения установленных гигиенических норм и санитарно- гигиенических и противоэпидемических правил. По этим же, причинам органы государственной санитарной службы могут прекращать или задерживать, и приостанавливать ввод в эксплуатацию вновь выстроенных или реконструированных жилых домов, гражданских, - культурно-бытовых зданий, производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, связи, предприятий общественного питания и т.д.

О запрещении эксплуатации и о приостановлении строительства объектов должностные лица санитарно-эпидемиологической службы должны довести до сведения руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, совнархозов, предприятий, организаций и учреждений, в ведении которых находятся объекты, а также до сведения банков, финансирующих строительство и эксплуатацию этих объектов.

При проведении контроля за обеспечением населения качественными продуктами питания органам санитарной службы предоставлено право в необходимых случаях выносить постановление об уничтожении, переработке или ином использовании пищевых продуктов, Признанных непригодными к употреблению в пищу людям.

Санитарной службе дано право при необходимости привлекать к проведению гигиенической экспертизы научно-исследовательские учреждения и лаборатории санитарно-эпидемиологического профиля, независимо от их подчиненности.

Значительно расширены права санитарно-эпидемиологической службы в части проведения противоэпидемических мероприятий. Санитарной службе даны права отстранять от работы не только инфекционных больных до их излечения, но и бактерионосителей и глистоносителей, если они представляют опасность заражения для окружающих лиц, требовать обязательной госпитализации инфекционных больных в случае их отказа (госпитализация по эпидемическим показаниям), накладывать карантин, требовать проведения обязательной дезинфекции в очагах заболеваний, решать вопросы об обязательных профилактических прививках и т.д.

Для выяснения санитарного и эпидемиологического состояния объекта санитарной службе дано право беспрепятственно посещать объекты надзора в любое время суток при предъявлении служебного удостоверения установленной формы, давать предложения об установлении обнаруженных санитарных нарушений, требовать от должностных лиц и отдельных граждан сведения и документы, не^ обходимые по ходу обследования или разбору какого-либо вопроса.

В ходе проведения санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий органы санитарной службы ведут постоянную разъяснительную работу по осуществлению санитарного законодательства не только с административно-хозяйственным аппаратом обслуживаемых объектов, но и с партийными, профсоюзными и другими организациями, а также с широкими массами общественности из населения и организаций обществ Красного Креста й Красного Полумесяца. Наряду с разъяснительной работой должностные Лица санитарно-эпидемиологической службы обязаны: вносить на основании изучения санитарно-эпидемиологического состояния и заболеваемости населения на рассмотрение соответствующих органов предложения о проведении необходимых оздоровительных мероприятий с указанием сроков их исполнения; сообщать руководителям предприятий и организаций о несоблюдении подчиненными им работниками гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил и просить руководителей предприятий и организаций о наложении на виновных дисциплинарных взысканий или доводить до сведения партийных, профсоюзных и других общественных организаций о нарушении гигиенический норм для принятия мер общественного воздействия к виновным лицам. Там, где меры общественного воздействия не дадут должного результата или окажутся недостаточными, на виновных лиц может быть наложен денежный штраф. Штрафы налагаются органами Государственного санитарного надзора за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил планировки и застройки населенных мест, охраны атмосферного воздуха, почвы, источников водоснабжения, радиационной безопасности, эксплуатации и содержания жилых домов, гражданских, культурно-бытовые зданий, производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, связи, предприятий общественного питания, торговли и т. д.

Право наложения штрафа принадлежит следующим должностным лицам санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР: главному санитарному врачу СССР и его заместителям в размере до 50 руб. на должностных лиц и до 10 руб.; на граждан; главным санитарным врачам союзных республик и их заместителям в размере до 30 руб. на Должностных лиц и до 10 руб. на граждан; главным санитарным врачам автономных республик, краев, областей, округов, городов республиканского подчинения и главным санитарным врачам бассейнов в размере до 20 руб. на должностных лиц и до 10 руб. на граждан; главным санитарным врачам городов, районов, главным санитарным врачам портов, линейных участков на водном транспорте в размере до 10 руб. на должностных лиц и на граждан.

Наложение и взыскание штрафов, а также обжалование постановлений о наложении штрафов производятся в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Согласно данному Указу, постановление о наложении штрафа может быть обжаловано виновным лицом в 10-дневный срок только через народный суд по месту жительства. Таким образом, отмена штрафа подлежит полностью ведению народного суда. Этим же Указом Президиума Верховного Совета СССР полностью Отменено наложение штрафов на предприятие или учреждение (юридическое лицо).

Наложение, штрафов санитарной службой оформляется составлением протокола и постановления о штрафе на специальных печатных бланках (формах). Бланки должны быть четко оформлены. Не допускается оформление бланков карандашом (только чернилами). Выносить постановление о наложении штрафа без предварительного составления протокола запрещается. Вынесение постановления о штрафе допускается лишь при наличии в протоколе объяснения и подписи лица, признанного виновным в нарушении. Если подписи нет, следует принять меры к ее получению (вызов виновного для дачи объяснения, посылка копии протокола с предложением дачи объяснения к определенному сроку и т. д.). Регистрация штрафов должна вестись в отдельной книге.

В необходимых случаях должностным лицам санитарно-эпидемиологической службы предоставлено право возбудить перед органами прокуратуры вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности. Таким образом, положение о Государственном санитарном надзоре в ССХР вооружает многочисленную армию санитарных работников всеми необходимыми правами для успешного решения вопросов санитарно-противоэпидемического благополучия населения страны, решения проблемы его долголетия и обеспечения необходимыми условиями для гармонического развития человека нового общества.

При составлении акта санитарного обследования объекта рекомендуется следующий порядок его изложения и оформления. Акт составляется либо на форменном бланке учреждения, либо на листах, имеющих в левом углу штамп учреждения. В заглавной части акта указывается дата и место составления; кто , и в присутствии каких должностных лиц обследуемого объекта или представителей общественности произвел обследование;- указывается точное наименование обследуемого объекта, его адрес, а также при-, чина, по которой производится обследование (текущее, плановое, контрольное обследование или по специальному заданию вышестоящего санитарного органа, по запросу суда, прокуратуры, исполкома, по случаю заметки в печати, по жалобе я т.д.).

Во второй части акта излагаются обнаруженные при обследовании факты (нарушения), имеющие санитарное значение, и оценка их на основании санитарных правил. Следует четко указать, в чем они выражаются и к каким последствиям привели или могут привести.

Далее ставятся подписи лица, проводившего обследование (должностное лицо, санитарных органов), а также лиц, участвовавших в обследовании (ответственное лицо за санитарное состояние объекта, представители общественных организаций, санитарная общественность и т.д.).

В третьей части акта содержатся предложения лица, производившего обследование (санитарный врач или его помощник) на имя лица, ответственного за санитарное состояние объекта. Предложения должны быть четко сформулированы и одновременно должны быть указаны конкретные сроки их исполнения. За этим следует подпись лица, производившего обследование и подпись лица, ответственного за санитарное содержание объекта. Это лицо должно написать, что оно с предложениями ознакомилось. При несогласии с предложениями лицо, ответственное за санитарное содержание объекта, может написать особое мнение.

Акт санитарного обследования обычно составляется в двух экземплярах, из которых один хранится в делах санитарно-эпидемиологических станций, другой – у лица, ответственного за санитарное состояние объекта. При наличии санитарного журнала на объекте акт обследования записывается в журнал под копировальную бумагу. Первый экземпляр идет в дела санитарно-эпидемиологической станции, второй (копия) – остается в санитарном журнале.