РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ
УЧРЕЖДЕНИИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

В связи с массовым строительством, осуществляемым в городах и других населенных пунктах нашей страны, приобретают крайне важное значение вопросы правильного обеспечения и размещения сети детских и подростковых учреждений в соответствии с санитарными нормами обслуживания населения.

Число мест на 1000 населения определяется в детских дошкольных учреждениях нормой 40-50 в детских садах, 30-40 в детских яслях; в школах–150-160 (в том числе места в школах-интернатах).

Школы и детские учреждения должны быть размещены на территории микрорайонов и кварталов на обособленных участках так, чтобы при посещении их детям не приходилось пересекать улиц с интенсивным движением транспорта. При малоэтажной застройке, а также при усадебной застройке школы и детские учреждения лучше располагать в специально выделенных кварталах с разрывом от селитебной зоны 25 м.

Школы и детские учреждения должны иметь радиус обслуживания не более 0,5 км. Для школ в городах допускается увеличение радиуса до 1 км. В условиях сельской местности для средней школы допускается увеличение радиуса обслуживания до 2 км. Средние и восьмилетние школы, строящиеся при крупных колхозах и совхозах, могут иметь радиус обслуживания до 6-7 км. В этих случаях необходимо требовать организованного подвоза школьников и открытия при школах интернатов.

Школы-интернаты, детские дома и дома ребенка должны располагаться рядом с зелеными массивами в наиболее здоровой и тихой части селитебной территории и в пригородной зоне.

Здания школ и детских учреждений должны стоять с отступом от красной линии не менее чем на 15 м.

Санитарный разрыв от промышленных предприятий до школы и детских учреждений определяется по «Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий» (Н 101-64); до пионерского лагеря или другого оздоровительного учреждения он должен быть не менее 1000 м. Разрыв от зданий гаражей и открытых стоянок и площадок для обслуживания автомашин до зданий детских и подростковых учреждений принимаются в зависимости от количества машин: от гаражей, стоянок и площадок, обслуживающих до 25 машин, необходим разрыв 25 м, 26–100 машин – 50 м, более 100 машин – 100 м. Рекомендуется по возможности указанные разрывы выдерживать до границ участка, учитывая длительное пребывание детей на участке.

К границам участков детских учреждений и школ не допускается примыкание сараев и уборных смежных владений. Между ними должен быть разрыв не менее 5 м.

Пионерские лагеря и другие оздоровительные учреждения не рекомендуется размещать в непосредственной близости к местам массового отдыха, домов отдыха и санаториев. Санитарный разрыв от оздоровительных учреждений до границ селитебной территории должен быть не менее 500 м, до анофилогенных водоемов – 3000 м. Пионерские лагеря и другие оздоровительные учреждения должны отстоять от железных-и автомобильных дорог с интенсивным движением не менее чем на 1000 м. Допускается располагать пионерские лагеря и дачи для детских учреждений группами, величина которых определяется в зависимости от местных условий и с учетом норм проектирования пионерских лагерей.

Санитарные разрывы от детских учреждений и школ до жилых и общественных зданий при размещение их со стороны классов или групповых следует принимать не менее 2,5 высот противостоящего наиболее высокого здания. В остальных случаях между длинными сторонами здания должен быть разрыв не менее 2 высот наиболее высокого здания. Между длинными сторонами и торцами здания должен быть разрыв, равный высоте здания, но не менее 12 м.

Между границей участка школы или детского учреждения и стеной жилого дома, имеющей входы в квартиры, должен быть предусмотрен разрыв не менее 10 м, а между границей участка и стеной дома, не имеющей входов в жилые квартиры, – 6-м.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

Общие положения

К основным типам детских дошкольных учреждений относятся детские ясли, детские сады и объединенные детские учреждения (ясли-сады).

После постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (май 1959 г.) с целью осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания детей в школе, организуются преимущественно дошкольные детские учреждения нового типа – совмещенные ясли-сады.

 

Ясли

Организуются для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, детские сады – для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Ясли-сады организуются для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и комплектуются группами по 20 детей в возрасте до 3 лет (преддошкольные группы) и по 25 детей в возрасте старше 3 лет (дошкольные группы). В группе детей грудного возраста должно быть не более 15 детей. В зависимости от длительности обслуживания детей дошкольные учреждения могут иметь дневные группы, рассчитанные на пребывание детей в течение 9-14 часов в день, и группы с круглосуточным пребыванием детей.

Ясли могут быть вместимостью на 40, 60, 80, 100 и 120 мест; детские сады – на 25, 50, 75, 100, 125 и 150 мест; ясли-сады – на 50, 90, 140 и 280 мест. Соотношение групп детей преддошкольного и дошкольного возраста должно быть не менее 1:2, 1: 1,5. В детских учреждениях на 50-90 мест допускается соотношение 1:1.

Все группы детских дошкольных учреждений должны комплектоваться по возрастному принципу. В яслях-садах на 50 и 90 мест допускается комплектование групп детьми смежного возраста. В яслях-садах на 50 мест группа детей ясельного возраста разделяется на две подгруппы: для детей в возрасте до 1,5 лет – на 10 мест и для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – на 15 мест. Круглосуточные группы рассчитаны на детей старше 1 года и должны комплектоваться детьми одного возраста.

Детские дошкольные учреждения должны проектироваться или реконструироваться в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП  II-Д 3-62 и СНиП II-К 2-62) и гигиеническими требованиями. Важнейшими требованиями являются максимальная изоляция групп, особенно преддошкольного возраста, изоляция групп преддошкольного возраста от групп дошкольного возраста как в здании, так и на участке, обеспечение необходимого набора помещений, оборудования их и участка всем необходимым для правильной организации работы с детьми.

 

Участок

Детские дошкольные учреждения должны иметь самостоятельные участки. Площадь участка определяется из расчета 40 м2 на одного ребенка в детском учреждении вместимостью до 90 мест и 35 м2 в детском учреждении вместимостью свыше 90 мест. Участок должен быть огражден по периметру и иметь защитную полосу зеленых насаждений шириной не менее 5 м (1-2 ряда деревьев). Высота ограждения должна быть не менее 1,2 м. В местах примыкания к границам участка детских площадок ширину полосы зеленых насаждений рекомендуется увеличить до 10 м. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50% площади участка. Озеленение участка не должно препятствовать доступу солнечных лучей в здание учреждения и в то же время должно способствовать защите помещений и детских площадок от чрезмерного перегревания, шума и пыли. Кустарники следует располагать не ближе 5 м от здания, деревья – не ближе 10 м. В IV климатическом районе эти расстояния могут быть уменьшены (в зависимости от местных климатических условий). Расстояние от деревьев до дорожек должно быть не менее 1 м. Деревья и кустарники с ядовитыми плодами или колючками для озеленения не допускаются.

На участке, кроме зоны зеленых насаждений, должны быть выделены следующие зоны: групповых детских площадок, общих детских площадок и хозяйственная.

Для каждой детской группы предусматриваются отдельные изолированные друг от друга и огражденные кустарником площадки размером 130 м2, расположенные вблизи от выходов из помещений. В районах с сейсмичностью 9 баллов расстояние детских площадок до зданий должно быть не менее высоты этих зданий. Детские площадки не должны быть проходными. На каждой групповой площадке предусматривается для защиты от солнца и пребывания на воздухе в ненастную погоду навесы площадью 30 м2 для детей преддошкольного возраста и 50 м2 для детей дошкольного возраста. Навесы должны быть закрыты с трех сторон, с досчатым полом, открытой стороной ориентированы на те же стороны света, что и групповые помещения.

Кроме навеса, на групповой площадке предусматриваются песочницы, гимнастические приборы (бум, лестницы, горка и др.), а также оборудование для различных игр.

Для детей в возрасте от 3 до 7 лет, кроме групповых площадок, предусматривается физкультурная площадка для занятий гимнастикой и подвижными играми из расчета 3 м2 на одного ребенка, но не более 250 м2; площадка для животных и птиц размером 20 м2, размещенная вблизи хозяйственной зоны участка, бассейн площадью 20 м2, глубиной не более 25 см, размещенный вблизи физкультурной площадки (оборудуется при условии наличия канализации) ; огород-ягодник из расчета 0,5 м2 на одного ребенка. Последний может быть размещен при каждой групповой площадке. Площадь огорода в таком случае должна быть не менее 15 м2.

Все площадки и другие места пребывания детей дошкольного возраста должны быть связаны кольцевой дорожкой шириной 1-1,5 м (для езды на велосипедах, педальных автомобилях и т. д.), которая не должна пересекать групповых площадок.

На участке должен быть навес для хранения колясок и санок.

 

Хозяйственная зона

Должна быть изолирована от остальных площадок, располагаться* в глубине участка, иметь самостоятельный въезд. В хозяйственной зоне размещают котельную, сарай для топлива и инвентаря (при отсутствии теплофикации), а также овощехранилище, ледник-погреб, мусороприемник. Желательно размещение постирочной. Мусороприемник располагается на расстоянии не менее 25 м от главного здания на бетонированной, асфальтированной или плотно утрамбованной площадке и должен иметь плотно закрывающуюся крышку.

Участок детского учреждения должен быть электрофицирован.

 

Здание детских дошкольных учреждений

Ясли-сады могут размещаться в одном или нескольких одно-или двухэтажных зданиях; соединенных между собой закрытыми переходами. В IV климатическом районе, а также при сложном рельефе и других особенностях участка детские учреждения могут размещаться в нескольких зданиях, без переходов между ними.

Высота помещений в*здании должна быть не менее 3 м.

Детские дошкольные учреждения должны иметь:

Помещения для детей преддошкольного возраста с дневным пребыванием, состоящие из приемной площадью 15 м2, игральной-столовой – 50 м2, неотапливаемой веранды 30 м2 и туалетной 10 м2. Для групп с круглосуточным пребыванием вместо веранды устраивается спальня площадью 30 м2.

Помещения для детей дошкольного возраста с дневным пребыванием, состоящие из раздевальной площадью 15 м2, групповой – 62 м2, туалетной– 14 м2 и помещения для хранения кроватей – 5 м2 (или встроенных шкафов той же площади). Для групп с круглосуточным пребыванием предусматривается спальная площадью 50 м2. При этом площадь групповой сокращается до 50 м2.

3ал для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75 м2 (в детских учреждениях на 140 мест и более).

Медицинскую комнату площадью 6-10 м2, комнату для изоляции заболевшего ребенка площадью 6-8 м2 в детском учреждении на 90 мест и 2 комнаты по 6-8 м2 в детских учреждениях на 140 и 280 мест. В яслях-садах с круглосуточным пребыванием детей должен быть изолятор, состоящий из приемной (4-6 м2), двух палат по 9 м2 и туалетной (2-4 м2). Палаты изолятора не должны быть проходными, изолятор должен иметь самостоятельный выход на участок.

Пищеблок, состоящий из кухни площадью 21-40 м2, в зависимости от количества детей в учреждении, кладовой для хранения сухих продуктов (6-12 м2) и в учреждениях вместимостью 90 мест и выше – кладовой для овощей (4-6 м2). Заготовочная, моечная и раздаточная размещаются на площади кухни и отделяются от нее оборудованием или перегородками. Кладовые должны размещаться рядом с кухней и не должны быть проходными. Не допускается также проход в кладовые через кухню.

Административно-хозяйственные помещения: кабинет заведующей (он же – канцелярия) площадью 6-8 м2; комната персонала (в детских учреждениях на 140 мест и более) площадью 8-12 м2; туалетная персонала (3-5 м2); комната для хранения чистого белья (4-10 м2); постирочная, состоящая из стирально-разборочного помещения площадью 10-24 м2 и сушильно-гладильного помещения (в детских учреждениях от 140 мест и выше) площадью 8-16 м2; хозяйственная кладовая площадью 4-12 м2. Входы: для сдачи грязного белья в постирочную и получения чистого белья в детских учреждениях на 140 мест и более должны быть отдельными. При расположении входа в стиральную-раздаточную со стороны коридора следует предусмотреть устройство тамбура. Не допускается располагать вход в стирально-раздаточное помещение против входа в групповую или кухню.

Каждая группа преддошкольного возраста должна иметь самостоятельный вход. Для групп детей дошкольного возраста допускается устройство общего входа не более чем на три группы. В зданиях детских яслей-садов на 90 мест и более, а также в зданиях в IV климатическом районе рекомендуется устраивать отдельные входы в кухню и стиральную. Административно-хозяйственные помещения могут иметь вход, общий с одной из групп. Наружные входы в здания в I, II и III климатических районах должны быть с двойными тамбурами (в IV климатическом районе – с одним тамбуром, или без тамбура). Теплый тамбур с глубиной не менее 1,6 м должен предусматриваться также при выходе из основных помещений на-неотапливаемую веранду (для I, II и III климатических районов).

Помещения детских групп должны размещаться в 1-м и 2-м этажах, помещения для детей преддошкольного возраста – преимущественно на 1-м этаже. На 1-м этаже рекомендуется также размещать изолятор, кухню, постирочную, комнату заведующей, медицинскую комнату, комнаты для заболевших детей (последние 3 комнаты – вблизи входов или у лестничной клетки). Кухню, стиральную и другие административно-хозяйственные помещения допускается размещать в цокольном этаже с заглублением не  более 0,7 м.

Непосредственную связь между собой должны иметь следующие помещения: в ясельных группах – приемная с игральной-столовой, игральная-столовая со спальной-верандой или верандой, туалетной и буфетной: в дошкольных группах – раздевальная с групповой, групповая с туалетной, спальной-верандой, помещением для хранения кроватей и буфетной.

Для удобства наблюдения за детьми рекомендуется устраивать окно на веранду из игральной-столовой и приемной в ясельных группах. В зданиях на 50 мест игральные-столовые ясельных подгрупп должны располагаться смежно с приемной, а туалетная и веранда – с игральной столовой большей подгруппы.

Медицинскую комнату рекомендуется размещать рядом с комнатой заболевшего ребенка или изолятора с устройством между ними остекленной перегородки (до потолка). Постирочную следует размещать смежно с комнатой для хранения чистого белья. При полной изоляции помещений каждой группы и административно-хозяйственных помещений должна быть обеспечена также внутренняя связь между всеми группами, комнатой для музыкальных и гимнастических занятий, комнатой для заболевших детей и изолятором и обслуживающими помещениями, но без прохода через помещения других групп. Для двух смежно расположенных групп детей дошкольного возраста допускается как исключение устройство общей раздевальной.

Все основные помещения здания детских дошкольных учреждений должны иметь непосредственное естественное освещение. Коэффициент естественного освещения самых отдаленных от окон мест групповых комнат, игральных-столовых, медицинской комнаты, изолятора, комнаты заболевшего ребенка и комнаты музыкальных и гимнастических занятий должен быть не менее 1,5%. Для этого отношение площади остекленной поверхности к площади пола должно быть в игральных-столовых, групповых, изоляторе, комнате заболевшего ребенка и спальнях 1 : 4, в медицинской комнате, приемных, раздевальных, кухне и туалетных 1 : 5, 1 : 6, в остальных помещениях 1 : 7, 1 : 8. Допускается освещение вторым светом уборной в дошкольной группе, бельевой, коридоров. Разрешается только искусственное освещение в буфетной, кроватной, кладовой для продуктов, хозяйственной кладовой и уборной персонала. Глубина помещений при одностороннем освещении должна быть не более 6 м. Переплеты окон не должны иметь мелких решеток. Высота верхнего края окна до потолка не должна превышать 15-25 см, а высота подоконника над полом – 50-60 см. Окна основных . помещений, особенно их верхняя часть, не должны закрываться шторами, на окнах не должно быть цветов. Окна основных помещений преимущественно располагают на юг. Не допускается ориентация их на север и северо-запад, а в районах южнее 45° северной широты – на запад и юго-запад. Оконные проемы в спальной-веранде должны размещаться не менее чем на двух стенах. При ориентации веранд на север обязательно устройство дополнительного освещения с восточной или западной стороны. Ориентация игральных-столовых и групповой длинной стороной помещений на запад допускается только при угловом их расположении и устройстве дополнительного освещения с южной стороны. Для защиты основных помещений от перегрева в жаркие, летние месяцы следует предусматривать солнцезащитные устройства (жалюзи, шторы, козырьки и пр.).

Под окнами игральных-столовых, групповых комнат, спален-веранд и веранд запрещается располагать окна стиральной, а также кухни с газовым оборудованием и не рекомендуется располагать окна туалетных. В двухэтажных зданиях помещения туалетных следует располагать друг над другом,

Лестничные перила должны иметь вертикальные планки с расстоянием между ними не более 10 см. Выше перил необходимо дополнительно ограждение высотой 0,5 м. На высоте 50-55 см у стен и перил должны быть дополнительные поручни. Ширина ступеней должна быть 28-30 см, высота – 12 см.

Стены, полы и потолки помещений должны быть гладкими, доступными для мытья и дезинфекции. Стены окрашивают клеевой краской, а панели на высоту 1,2 м – масляной краской светлых тонов, потолки и оконные переплеты допускается окрашивать только в белый цвет.

В пищеблоке стены производственных помещений должны быть оштукатурены, панели стен на высоту 1,8 м – облицованы глазурованной плиткой или окрашены светлой масляной краской. Стены выше панелей, а в кладовых на всю высоту должны быть окрашены водяными или синтетическими красками, потолки побелены.

Полы в основных помещениях должны быть теплыми, плотными, без щелей (деревянные, дощатые), окрашены масляной краской или покрыты линолеумом. В туалетных полы должны быть водонепроницаемыми, выдерживать ежедневную дезинфекцию. Паркетные полы в детских учреждениях не рекомендуются.

В пищеблоке полы должны быть гладкими, водонепроницаемыми из влагостойких синтетических материалов, плиточные или бетонные, легко мыться и быть устойчивыми к горячей воде и слабым растворам щелочей. В дошкольных учреждениях сельской местности в пищеблоке допускается устройство дощатых полов, окрашенных водостойкими красками.

Здания яслей-садов должны отвечать противопожарным требованиям (СНиП П-А. 5-62).