Одним из принципов, на которых построено советское здравоохранение, является принцип активного участия широких слоев населения и советской общественности в проведении профилактических и оздоровительных мероприятий. В этом отношении работа помощника санитарного врача и помощника эпидемиолога заключается в активном личном участии в организации населения в проведении различных санитарно-оздоровительных мероприятий.

 

Форма самодеятельности населения

Домовые комитеты при жилищно-эксплуатационных конторах и ведомственных домоуправлениях. В круг их действия входят вопросы, связанные с постоянным текущим санитарным надзором за жилыми домами и их территориями; наблюдение за санитарным состоянием всех объектов, размещенных на территории жилищно-эксплуатационных контор или ведомственных домоуправлений.

Депутатские советы. Им предоставлено право совместно с домовым комитетом и общественностью проводить контроль за санитарным состоянием магазинов, столовых, ателье, больниц и иных культурно-бытовых учреждений, расположенных на территории жилищно-эксплуатационной конторы.

Депутатские советы работают в тесном контакте с исполкомами и их постоянными депутатскими комиссиями, партийными органами, с различными учреждениями района и города, отделом здравоохранения, прокуратурой, милицией, судом, органами ветеринарного и пожарного надзора, управления торговли, коммунально-бытового обслуживания, санитарно-эпидемиологической станцией.

Создание крупных партийных организаций при ряде жилищно-эксплуатационных контор и ведомственных домоуправлениях, объединяющих коммунистов по месту жительства.

Общественные санитарные инспектора, обслуживающие определенный жилой район со всеми объектами, размещенными на его территории. Отбор кандидатов в общественные санитарные инспектора должен проводиться через депутатские советы при ЖЭК, а также их партийные и профсоюзные организации. Выбранные общественные санитарные инспектора проходят обучение на базе санитарно-эпидемиологической станции по программе, охватывающей краткий курс основ организации здравоохранения, .коммунальной гигиены, эпидемиологии, дезинфекционного дела, пищевой санитарии и т.д. По окончании обучения выдаются соответствующие удостоверения. Вся дальнейшая практическая деятельность инспекторов проводится под непосредственным руководством санитарно-эпидемиологической станции и в тесном контакте с депутатскими советами, местными партийными группами и органами управления жилищным хозяйством.

Санитарно-эпидемиологическая станция периодически заслушивает отчеты общественных санитарных инспекторов о их работе и организует обмен опытом их работы. Отчеты общественных инспекторов могут быть заслушаны и на заседаниях депутатских советов.

Культурно-бытовые советы. В советы избираются наиболее активные и деятельные люди из числа проживающих в общежитии. Под руководством воспитателей и комендантов члены культурно-бытовых советов не только заботятся о повышении культурного уровня молодежи, живущей в общежитиях, но и о поддержании в них чистоты и порядка. В соответствии с существующими правилами устройства и эксплуатации общежитий члены совета организуют периодический контроль за выполнением правил вселения в общежития, поддержания нормы их заселения,; правильным содержанием жилых и подсобных помещений, своевременной изоляцией заболевших (особенно больных туберкулезом), подготовкой общежитий к зиме, содержанием в порядке дворовой территории.

До обучения общественных санитарных инспекторов широкого профиля рекомендуется следующая программа:

  • Основные принципы организации советского здравоохранения – 2 часа.
  • Принципы организации санитарного просвещения – 2 часа.
  • Организация санитарно-противоэпидемической службы – 2 часа.
  • Основы эпидемиологии – 4-6 часов.
  • Основы гигиены–17-19 часов (введение–1 час, гигиена воздуха – 2 часа, гигиена воды – 2 часа, гигиена почвы – 2 часа, гигиена жилища – 2 часа, гигиена бань, прачечных, парикмахерских – 2 часа, гигиена питания – 4 часа, личная гигиена – 2 часа).

Методика санитарного просвещения. Устная пропаганда (лекции, беседы, выступления по радио), громкое чтение, организация вечеров вопросов и ответов. Основная форма устной пропаганды для помощника санитарного врача – беседа. Подготовка беседы начинается обычно с подбора литературы на соответствующую тему. Затем необходимо составить план и конспект беседы. При изложении материала основное внимание должно быть уделено вопросам профилактики (лечебные мероприятия должны занимать минимальную часть) и мероприятиям, которые следует проводить населению. Рекомендуется шире использовать в беседе конкретные примеры, цифровые материалы. Очень оживляют беседу наглядные пособия. Облегчает проведение беседы применение простейшего прибора фланелеграфа.

При проведении вечеров вопросов и ответов рекомендуется устраивать однотемные вечера.

Печатное слово включает подготовку заметок для стенных газет и многотиражек, организацию досок вопросов и, ответов, выпуск санитарных бюллетеней, памяток, листовок, брошюр, сани- тарно-просветительных лозунгов (пишутся от руки, кратко и конкретно).

Санитарно-просветительная газета. Для ее изготовления применяются вырезки из журналов, плакатов, газет, используются также хорошо оформленные иллюстрации и фотографии. Наглядный метод – показ диапозитивов, рисунков, макетов, схем, чертежей, диаграмм, организация фотовыставок. К этому же методу следует отнести и показ диафильмов на медицинские темы, демонстрацию кинофильмов, использование телевидения. Как правило, показ сопровождается либо рассказом, либо чтением печатного текста.

Устный журнал. Последний может быть однотемным (более предпочтительно, так как облегчает их подготовку) и многотемным.

Средний медицинский персонал организует слушателей, помогает врачу в демонстрации наглядных материалов. Разновидностью устного журнала является проведение тематических вечеров. В проведении последних участвует не один, а несколько медицинских работников (врачи различных профилей, юристы и т.д.).

Санитарные уголки организуются на территории крупных жилых массивов, на промышленных и торговых предприятиях (организация фотовыставок, стендов, санитарных бюллетеней, выставок периодической научно-популярной литературы на медицинские темы, выставка листовок и т.д.).

Организация библиотек-передвижек-с литературой на медицинские темы, выставок.

Школы здоровья, в которых проводятся систематические лекции по углубленной пропаганде гигиенических, и медицинских знаний.

Организация сельских и колхозных домов санитарного просвещения на общественных началах, сельских музеев санитарной культуры, комнат санитарного просвещения при сельских клубах, организация сплошного обучения сельского населения основам санитарно-гигиенического минимума и т. д.