Режим дня детей раннего возраста имеет в своей основе правильную смену сна и бодрствования.

Дети в возрасте до 3 месяцев должны спать 4 раза в день, бодрствовать 5 раз (до 1,5 часов каждый раз), получать в сутки 7 кормлений через каждые 3 часа.

Дети в возрасте о т 3 д о 5-6 месяцев должны спать 3 раза в день, бодрствовать 5 раз (до 1,5 часов каждый раз), получать в сутки 6 кормлений через каждые 3'/2 часа.

Дети в возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев должны спать 3 раза в день, бодрствовать 4 раза по 2-2,5 часа и получать 5 кормлений через каждые 4 часа.

Дети в возрасте о т 9-10 месяцев до 1,5 лет должны спать 2 раза в день, бодрствовать 3 раза по 3-4 часа и иметь 4-5 кормлений через каждые 4 часа.

Дети в возрасте от 1,5 до 3 лет должны спать один раз в день по 2-2,5 часа, бодрствовать 2 раза в день по 5-6 часов и получать пищу 4 раза в день через 4 часа.

Все дневные часы сна, полагающиеся детям по режиму, должны доводиться на воздухе (на веранде, в прогулочной комнате, на площадке под навесом).

Начиная с 3-4 месяцев следует детей выкладывать в часы бодрствования в манеж, опускать игрушки так, чтобы ребенок смог тянуться к ним и брать их самостоятельно.

В возрасте 8-10 месяцев следует гак расставить в манеже игрушки, чтобы, желая достать их, дети передвигались, ползали, переступали через барьер. С 9 месяцев необходимо приучать детей к самостоятельному передвижению, используя для этого свободную площадь пола игровой комнаты и разнообразное оборудование (горки, лесенки, барьеры, каталки). Более разнообразным должен быть и игровой материал. Рекомендуемый режим дня в дошкольных группах указан в табл. 92.

 

Таблица 92

Режим дня в дошкольных группах

Таблица 92

 

Продолжительность занятий: в младшей группе 10-15 минут, в средней группе – первого занятия 20 минут, второго – 15 минут; в старшей группе – 20-25 минут (каждого из занятий). Между занятиями обязателен перерыв 8-10 минут. Во время занятий необходимо следить за обеспечением правильной посадки детей за мебелью и обеспечением правильного освещения.

Большое значение имеет организация подвижных игр, музыкальных занятий, игр, сопровождающихся пением и музыкой. В музыкальные занятия должны быть включены несложные упражнения для развития движений ребенка и укрепления отдельных мышечных групп. Проводить следует их 2 раза в неделю по 15 минут в младшей группе, по 20 минут – в средней группе и по 30 минут – в старшей группе.

В дошкольных группах следует проводить работу по привитию детям трудовых навыков – самообслуживание, проведение дежурства, работы на участке (на огороде, в ягоднике) и др. – для средних и старших групп. Работа на огороде, в ягоднике должна проводиться не более 7-10 минут, а вся трудовая деятельность детей не должна превышать 20-30 минут.

Для воспитания правильных трудовых навыков дети должны пользоваться специальным детским инструментом.

 

Физическое воспитание детей

В дошкольных учреждениях должно быть организовано с самого раннего возраста.

В раннем возрасте следует проводить массаж и. гимнастику, которые особенно полезны детям с начальными признаками рахита и гипотрофии. Гимнастику и массаж по 5-10 минут в день должны проводить специально обученные сестры в хорошо проветренной комнате при температуре не ниже 20°, а летом – на открытом воздухе при температуре 21-22°. После массажа и гимнастики дети должны провести 15-20 минут в спокойном состоянии в постели.

В старших ясельных и дошкольных группах нужно ежедневно проводить утреннюю зарядку перед завтраком: в теплое время года – на воздухе, зимой – в групповой комнате или в зале для музыкальных и гимнастических занятий при открытой фрамуге. Утренняя гимнастика должна состоять из ходьбы, бега и отдельных упражнений, продолжительность ее в младшей группе 3-5 минут, в средней – 5-7 минут, в старшей – 7-8 минут.

Занятия гимнастикой организуются 2 раза в неделю в каждой группе. Каждое занятие состоит из вводной подготовительной части, основной части с упражнениями, укрепляющими отдельные группы мышц и навыки основных движений, и заключительной части со спокойной игрой, ходьбой с целью снижения нагрузки. До занятий и после них обязательно надо проветрить помещения. Дети должны заниматься в специальных спортивных костюмах (майки, трусики, тапочки). В теплое время года занятия следует проводить на воздухе. Рекомендуется проводить занятия гимнастикой на воздухе и зимой при условии соответствующей одежды и чередования быстрых движений с движениями спокойного характера.

Все виды деятельности детей должны по возможности проводиться на открытом воздухе, обязательно 2 раза в день должны быть организованы прогулки и игры детей на воздухе (в первой и во второй половине дня). Длительность пребывания детей на открытом воздухе должна быть не менее 3-4 часов в день при любой погоде. Подвижные игры следует организовать во время утренней прогулки.

 

Оздоровительные мероприятия

Организуются путем проведения сна на воздухе, воздушных и солнечных ванн, водных процедур. Дневной сон на воздухе организуется в течение всего года при минимальной температуре в безветренную погоду –10-12° (для детей до года) и –15° (для детей старше года). В холодные месяцы года сон на воздухе должен проводиться в маркированном ватном мешке с ватным шлемом. В морозные зимние дни лицо ребенка следует смазывать вазелином.

Воздушные ванны нужно проводить детям с 2-3-месячного возраста. В холодное время года воздушные ванны проводятся в комнате при температуре 18-19° с постепенным понижением ее до 15°, с длительностью от 2-3 до 15 минут. В летнее время воздушные ванны проводятся в тени. Солнечные ванны должны проводиться начиная с 4 минут с постепенным повышением длительности пребывания на солнце до 25-30 минут, с последующим обливанием водой температуры 24-28° и отдыхом в тени. Водные закаливающие процедуры лучше всего начинать в весенне-летний период с постепенным снижением температуры воды (для обливания с 32 до 22° в младшей группе, 20° – в средней и L7–18° – в старшей; для обтирания с 28 до 16-18°, для мытья ног – с 30 до 16-18°). [«Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений (яслей-садов)», № 402-62, утверждены ГСИ СССР 12 июня 1962 г.].

 

СЕЗОННЫЕ И БРИГАДНЫЕ ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Сезонные и бригадные детские учреждения для детей в возрасте от 1-2 месяцев до 7 лет организуются в колхозах, совхозах, РТС, в постоянных полевых станах (ясли). Ясли должны быть приближены к месту работы матери. Сезонные детские дошкольные учреждения следует размещать в специальных или приспособленных зданиях, расположенных на расстоянии 100 м от скотных дворов и не менее 20 м от границы проезжей дороги. В радиусе 3 км не должно быть заболоченных территорий. Площадь участка должна быть из расчета не менее 40 м24 на одного ребенка. Обязательно ограждение участка забором или живой зеленой изгородью. На участке оборудуется площадка с теневым навесом (площадь 20 м2) для кормления грудных детей. На участке или вблизи его должен быть Источник водоснабжения, обеспечивающий детское учреждение доброкачественной водой,

Для каждой возрастной группы должны быть выделены следующие помещения: приемная (раздевальня) из расчета 0,5 м2 на одного ребенка, групповая, являющаяся одновременно игральной, столовой и спальной, из расчета 2,5 м2 на одного ребенка и туалетная. Допускается для детей до 3 лет оборудование на участке горшечных с индивидуальными горшками, а для детей старше 3 лет оборудуется дворовая уборная с водонепроницаемым, закрытым плотной крышкой выгребом из расчета 3 очка на группу (высота стульчака 30 см). Допускается оборудование на участке или в туалетных наливных умывальников.

Для временной изоляции заболевшего ребенка должно быть отдельное помещение. («Санитарно-гигиенические требования к организации сезонных дошкольных учреждений в сельской местности», утверждены ГСИ РСФСР за № 08с/4-907 от 24 декабря 1962 г.)

 

Дом ребенка

Дома ребенка организуются для постоянного пребывания детей в возрасте до 3 лет и могут быть на 66, 83 и 100 мест.

Участок дома ребенка должен иметь на 66 мест 3500 м2, на 83 места – 4000 м2, на 100 мест – 5000 м2. На хозяйственном дворе дома ребенка, помимо обычных служб, устраивается прачечная, состоящая из стиральной-разборочной, сушильной (огневой или кулисной) и гладильной. Площадь прачечной в доме ребенка на 66 и 83 места 23-25 м2, на 100 мест – 28-30 м2 (в зависимости от типа сушильной).

Групповая ячейка дома ребенка состоит из раздевальни (10 м2), групповой комнаты (37,5 м2), спальной (30 м2), комнаты для индивидуальной игры (5 м2), туалетной-ванной (8 м2) и веранды (22 м8).

В составе подсобных помещений в отличие от детских дошкольных учреждений должны быть комната для приготовления молочных смесей (6 м2), донорский пункт грудного молока (10-12 м2), комната для швеи (6 м2) и квартира врача или заведующего (30 м2).

Кроме кабинета врача и процедурной (18 м2), должен быть изолятор, состоящий из приемной, палат, туалетной и открытой террасы, и карантинное отделение, состоящее из приемной, комнаты для санитарной обработки и туалетной, палат-полубоксов, боксов и застекленной веранды. Площадь изолятора (считая террасу) 42–47–58 м2, площадь карантинного отделения 62–70–82 м2 в зависимости от числа мест в доме ребенка. Площадь палат должна быть из расчета на одного ребенка в изоляторе 3 м2, в карантинном отделении – 4 м2

К организации санитарно-гигиенического режим а, режима жизни детей, режима питания и физического воспитания предъявляются те же требования, что и . в яслях и ясельных группах объединенных дошкольных детских учреждений.

Стены производственных помещений пищеблока должны быть оштукатурены, панели стен на высоту 1,8 м – облицованы глазурованной плиткой или окрашены светлой масляной краской. Стены выше панелей, а в кладовых на всю высоту должны быть окрашены водяными или синтетическими красками, потолки побелены.