ПЕТРИТЕСТ

Микробиологические экспресс-тесты
 

После принятия «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» определены новые типы школ:

  • восьмилетняя общеобразовательная трудовая политехническая школа;
  • десятилетняя средняя трудовая политехническая школа с производственным обучением;
  • вечерняя или сменная средняя общеобразовательная школа для рабочей и сельской молодежи. В сельской местности и небольших населенных пунктах остался старый тип школы – начальная школа.

 

Участок школы

Площадь участка начальных школ должна быть 0,5-1 га; полных и неполных средних школ на 8-16 классов – 1,7-2 га; на 24-32 класса – 2,8-3 га. Для существующих школ с недостаточными участками необходимо требовать увеличения их до норм при реконструкции города, района, микрорайона.

При строительстве зданий школ в горных районах допускается снижение площади участка до 0,5 га.

Школьный участок должен использоваться для пребывания учащихся на воздухе во время перемен, проведения занятий по физкультуре, уроков биологии, географии и для организации внешкольного досуга учащихся.

Участок должен быть огражден, озеленен и разбит на зоны: учебно-опытную, физкультурно-спортивную, зону отдыха, зеленых насаждений и хозяйственную зону (двор). Площадь озеленения должна составлять 40-50% площади участка. Посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а около спортивных площадок – колючих кустарников и плодовых деревьев не допускается.

 

Учебно-опытная зона 

Может располагаться с любой стороны школы на расстоянии от здания не менее одной высоты его.

 

Спортивная зона

Не должна располагаться перед окнами учебных помещений, лучше размещать ее в глубине участка. Основным элементом спортивной зоны является гимнастическая площадка, которая оборудуется подвесными снарядами (шесты, кольца, канат), гимнастической стенкой, брусьями. На площадке выделяются место для вольных упражнений, для установки коня и козла, беговая дорожка, места для прыжков, для метания снарядов. Волейбольная площадка должна иметь размеры 18 х 9 м, баскетбольная – 26 х 14 м или 22 х 12 м, футбольное поле– 109 x 69 м или 90 x 50 м, городошная площадка – 25 х 13 м. Продольные оси спортивных площадок рекомендуется располагать в направлении север – юг. Волейбольные, баскетбольные, городошные и другие физкультурные площадки должны быть расположены от стен ближайших зданий, имеющих окна, на расстоянии не менее 8 м.

 

Зона отдыха

Вблизи от выходов из здания школы на участок следует располагать площадки для подвижных игр, раздельные для учащихся 1-2-х классов, 3-4-х классов, 5-8-х классов. Площадки для тихого отдыха следует размещать в удалении от спортивных и игровых площадок. Ширина полос зеленых насаждений вокруг площадок должна быть не менее 5 м. Площадки следует отделять одну от другой живой изгородью. Все площадки должны быть ровными, свободными от камней, стекол, железа и других предметов, которые могут вызвать травмы. Покрытие площадок земле-песчаное или естественно-дерновое. В сухое время года площадки необходимо за 1/2 -3/4 часа до начала игры поливать. Игровые площадки, располагающиеся у Здания школы, должны засеваться невысокой, трудно вытаптывающейся травой (смесь клевера, тимофеевка, райграс и луговой мятник).

 

Хозяйственный двор 

Рекомендуется располагать со стороны входа в производственные помещения школьной столовой и .смежно с учебно-опытной зоной, с отдельным въездом с улицы. Площадки для размещения мусоросборников должны быть изолированы плотной полосой зеленых насаждений шириной не менее <3 м и иметь асфальтированное или цементированное покрытие. Для вывоза мусора должен быть обеспечен подъезд.

Весь участок нужно ежедневно убирать: весной и летом поливать водой, в зимнее время общую игровую площадку и дорожки расчищать от снега. Зимой в физкультурной зоне устраиваются "Горки дли катания на санках, каток. Дорожка к дворовой уборной, также подходы к зданию не менее чем за 100 м до здания должны иметь твердое покрытие (асфальт, щебень, бетон).

В вечернее время необходимо обеспечить освещение территории участка, исходя из нормы освещенности 40-20 лк на земле.

При наличии водопровода и канализации в населенном пункте школьные здания присоединяются к ним. При отсутствии канализации и водопровода водоснабжение и удаление нечистот и отбросов решаются так же, как и в детских дошкольных учреждениях. При полной невозможности строительства местной канализации разрешается устройство люфтклозетов в пристройках к зданию. В теплом поясе, где люфтклозеты неэффективны, предусматриваются выносные дворовые уборные.

 

Здание и помещения школы

Здания школ в настоящее Время проектируются трехэтажными. Для затесненных участков городской застройки, как исключение, могут проектироваться четырехэтажные здания школ с вместимостью не менее 960 ученических мест.

Школа должна иметь необходимый набор учебных и вспомогательных помещений, позволяющий правильно организовать учебно-педагогический процесс в одну смену.

 

Учебные помещения не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах. Высота учебных помещений должна быть не менее 3 м. Каждая классная комната рассчитывается на ,40 учащихся для 1-8-х классов и на 36 учащихся для 9-10-х классов. Гигиеническая норма площади на одного учащегося в младших классах 1,25 м2, в старших – 1,5 м2. Общая площадь класса должна быть не менее 50 м2. Оптимальные размеры классной комнаты 6x8,3 м. Помещения для 1-2-го классов рекомендуется размещать в обособленных учебных секциях. Площадь лабораторий определяется нормой 1,65-1,75 м2 на одного учащегося. Общая площадь лабораторий должна быть не менее 66 м2. При лабораториях Должны быть лаборантские площадью не менее 15 м2.

Занятия по биологии, физике и химии должны проводиться в Специальных лабораториях. В школах на 8-12 классных помещений Допускается иметь две лаборатории (физики – электротехники и химии – биологии). Во всех школах независимо от числа лабораторий Должно быть не менее трех лаборантских помещений (физики, химии и биологии).

Для организации трудового обучения в школе должны быть оборудованы слесарная и столярная мастерские площадью 66 м2 каждая. Учебные мастерские должны размещаться на 1-м этаже изолированно от классных комнат, кабинетов, лабораторий и других помещений во избежание распространения шума. При мастерских необходимо выделить инструментальную площадью 15 м2. Последняя должна размещаться с учетом удобного обслуживания двух мастерских, но обязательно смежно с мастерской по обработке дерева. Мастерская по обработке дерева должна иметь самостоятельный выход на участок или через коридор, примыкающий к ней. Школы, имеющие один комплект классов, могут иметь только одну общую мастерскую по дереву и металлу площадью 82 м2 с инструментальной площадью 8 м2.

Занятия по труду для 1-4-х классов должны проводиться в мастерской ручного труда площадью 50 м2, по домоводству для 5-8-х классов – в кабинете домоводства площадью 50 м2.

Каждое рекреационное помещение должно предназначаться для отдыха учащихся не более чем на 4-6 классов. Площадь рекреаций должна быть из расчета 24 м2 на одну классную комнату. Как рекреации могут использоваться коридоры с односторонней застройкой шириной не менее 2,8 м.

В школах, имеющих 12 и более классных помещений, должен быть актовый зал, киноаудитория.

Гимнастический зал должен быть размещен на 1-м этаже и связан с участком школы. В школах на 8-16 классных помещений площадь гимнастического зала должна быть 162 м2 (9 х 18 м); в школах на 24-32 классных помещения – 288 м2 (12 х 24 м). Высота в зале площадью 162 м2 должна быть 5,4 м; площадью 288 м2 – 6 м. В залах рекомендуется двустороннее освещение. Не допускается устройство оконных проемов в торцовых стенах. При гимнастическом зале должны быть раздельные раздевальни для мальчиков и девочек, связанные с залом. При каждой раздевальне устраиваются душевая на 2 рожка и уборная на одно очко с умывальником. Общая площадь каждой раздевальни с душевой и уборной должна быть 21 м2.

При гимнастическом зале должна быть снарядная, непосредственно связанная с залом дверью или открытым проемом шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м. Пол снарядной должен быть на одном уровне с полом зала (без порога). Площадь снарядной 16 м2. При гимнастическом зале должна быть предусмотрена комната инструктора площадью 8 м2, используемая также для хранения мелкого спортинвентаря.

В каждой школе должны быть обеспечены условия для организации горячего питания школьников, для чего в школе должна быть столовая с необходимым набором помещений: обеденный зал, кухня-доготовочная, моечная, кладовая сухих продуктов, охлаждаемая камера, загрузочная и тарная, гардероб и санитарный узел для персонала. Площадь производственных помещений и расстановка оборудования в них должны соответствовать требованиям СНИП глава II – Л.8-63. Площадь обеденного зала должна обеспечить питание учащихся не более чем в 4 смены. Площадь на одного учащегося одной смены в зале должна быть не менее 0,8-0,65 м2.

Не разрешается объединять в одном помещении актовый и обеденный залы.

Кабинет врача должен быть размещен на 1-м этаже и иметь длину не менее 5 м для обеспечения возможности определения у учащихся остроты зрения. В школах вместимостью более 800 мест должен быть кабинет зубного врача площадью 12 м2. Допускается объединение кабинета врача и кабинета зубного врача в одном помещении площадью не менее 20 м2. В кабинете врача должен быть оборудован вытяжной шкаф.

Площадь вестибюля с раздевальнями должна соответствовать норме на одного учащегося 0,25 м2.

Санузлы должны размещаться поэтажно и состоять из умывальных комнат и уборных. Количество санприборов определяется "из расчета один унитаз на 30 девочек, один унитаз и один писсуар на 40 мальчиков и одна умывальная раковина на 60 учащихся. Одна из кабин в санузле для девочек должна быть с дверью.

 

Искусственное и естественное освещение

Все учебные помещения должны иметь хорошее естественное освещение и инсоляцию.

Окна классных комнат, кабинетов и лабораторий, кроме кабинетов черчения, рисования и лаборатории биологии, во всех климатических районах должны быть ориентированы на юг, восток и юго-восток. Для I, II и III климатических районов допускается ориентация окон на запад и юго-запад не более чем 25% помещений; для IV климатического района допускается любая ориентация, кроме западной и юго-западной.

Лаборатория биологии должна быть ориентирована на юг; допускается ориентация ее на восток, запад, юго-восток и юго-запад. Кабинет черчения должен быть ориентирован на север, северо-восток и северо-запад. Допускается ориентация кабинета черчения на все стороны горизонта, кроме западной и юго-западной для IV климатического района. Во II, III и IV климатических районах в учебных, учебно-производственных помещениях и гимнастических залах при необходимости должны быть предусмотрены солнцезащитные устройства в световых проемах.

Основное освещение в учебных помещениях должно быть обеспечено с левой стороны от учащихся. Не допускается устройство окон в стенах, на которых расположена классная доска. Глубина учебных помещений должна быть не более двух высот верхнего края окна над полом. Общая площадь застекленной поверхности должна составлять или 7б часть площади пола.

Коэффициент естественной освещенности в учебных помещениях должен быть не ниже 1,5%. Допускается освещение вторым светом умывален и в виде исключения раздевален при гимнастических залах. Освещение только искусственным светом допускается в кладовых, уборных для персонала, снарядных, душевых и уборных при раздевальнях гимнастического зала.

Стекла окон должны ежедневно протираться влажным способом с внутренней стороны и мыться снаружи не менее 3 раз в год и со стороны помещений – не менее одного раза в месяц. Нельзя допускать окраску стекол в нижней части окна краской. В учебных помещениях должны быть исключены занавески или шторы и цветы на окнах. Цветы следует помещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола. При устройстве специальных затемняющих штор должна быть предусмотрена конструкция, не препятствующая проникновению света в нерабочем положении шторы. С целью предупреждения затенения помещений школы деревья должны быть посажены от здания на расстоянии тройной высоты их во взрослом состоянии,, но не ближе 10 м. Стены, потолок и полы должны иметь матовую поверхность во избежание образования бликов. Для окраски стен рекомендуются светло-бежевый, бледно-желтый, светло-бирюзовый, светло-зеленый, палевый цвета.

В средней полосе СССР с октября по март на первых двух уроках первой смены необходимо повышать уровень освещенности учебных помещений включением искусственного освещения. Электропроводка в классах должна позволять раздельное включение ламп по рядам.

Искусственное освещение помещений школы должно соответствовать строительным нормам и правилам (глава II-A. 9-62) и обеспечивать уровень освещенности на рабочей поверхности парт и столов в классах, учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, библиотеке, кабинете домоводства 300 лк при люминесцентном освещении и 150 лк при освещении лампами накаливания; в кабинетах черчения и в швейной мастерской 400 лк при люминесцентном освещении и 200 лк при лампах накаливания; в гимнастическом зале соответственно 200 лк и 100 лк на полу, в рекреациях 150 лк и 75 лк на полу, в кабинете врача 200 и 100 лк.

Во всех помещениях школ следует применять систему общего освещения, преимущественно люминесцентными лампами белого света типа БС. Рекомендуется применять во всех учебных помещениях подвесные люминесцентные светильники рассеянного света, в гимнастических залах – потолочные. При люминесцентном освещении рекомендуются светильники типа ШОД-2-40, ШОД-2-80, ШЛД-2-40, ШЛД-2-80; в столярных мастерских – закрытые светильники типа ПВЛ-1-2-40. В учебных помещениях должны быть установлены светильники с бесшумными пускорегулирующими аппаратами.

Светильники с лампами накаливания для общего освещения учебных помещений следует применять, как правило, полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения. Рекомендуются светильники типа СК-300, КСО-1, КСО-2, СК-1; для освещения рекреаций, кабинетов врача, вестибюлей – «шар из молочного стекла», «люцета сборная».

Подсвет классной доски при системе люминесцентного освещения должен быть обеспечен специальными светильниками прямого света, а при освещении лампами накаливания – дополнительным светильником в системе общего освещения.

Местное освещение должно быть оборудовано в учительских, кабинетах врачей, директоров, заведующих учебными частями, в канцеляриях, библиотеке, на станках и машинах в мастерских и на столах для шитья в кабинете домоводства. В классе площадью 50 м2 для обеспечения нормальной освещенности общая мощность ламп накаливания должна быть 2100-2400 вт, люминесцентных ламп – 1500-1С00 вт. В типовой классной комнате площадью 50 м2 при освещении лампами накаливания должно быть оборудовано 7 световых точек при напряжении в сети 127 вт и 8 точек при напряжении в сети 220 вт. Светильники ШОД-2-40 устанавливаются двумя линиями по 6 светильников в каждой, ШОД-2-80 – двумя линиями по 4 светильника. Все светильники должны закрепляться на штанге на расстоянии 0,5 м от потолка.

Кольцевые светильники КСО-1, СК-300 должны быть обеспечены лампами мощностью 300 вт. Применение ламп другой мощности не допускается. Светильник СК-1 предназначен для специальных ламп с посеребренным куполом.

 

Отопление и вентиляция

В помещениях школы необходимо обеспечивать нормальный воздушно-тепловой режим. Относительная влажность должна быть в пределах 30-60%; температура в классах, кабинетах и лабораториях 16-17°, в мастерских, гимнастическом, зале и рекреациях 14-16°, в душевых не ниже 25°; содержание углекислого газа – до 1 л/м3. Теплоснабжение школ должно быть предусмотрено от тепловых сетей ТЭЦ, районных квартальных и групповых котельных. В случае их отсутствия допускается устройство местной котельной, которая располагается в отдельно стоящем здании.

В случае отсутствия центрального отопления обогрев учебных помещений может проводиться печами большой теплоемкости. Железные печи устанавливать запрещается. Топка печей должна проводиться из коридоров. Печи топят вечером или рано утром. Печные трубы во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода должны быть закрыты не ранее полного сгорания топлива и не позже чем за 2 часа до прихода учащихся.

Для вентиляции помещений школ рекомендуются следующие устройства:

а) для климатических районов с расчетной температурой до –30° – подача неподогретого воздуха местными агрегатами в верхнюю зону помещений под потолок с удалением воздуха через систему вытяжной вентиляции на естественной тяге;

б) для климатических районов с расчетной отопительной температурой ниже –30° – приточно-вытяжная вентиляция с подогревом воздуха.

Для санитарных узлов и помещений с вытяжными шкафами (лаборатории физики, химии, кабинеты зубного врача) и местными отсосами должна быть предусмотрена вытяжная вентиляция с механическим побуждением. В мастерских обеспечиваются механическая вытяжка от электроточила и местные отсосы от клееварки.

Для обеспечения естественного проветривания помещений должны быть фрамуги. Все учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреации – во время уроков. Сквозное проветривание во всей школе должно проводиться после окончания занятий вечером и до начала занятий утром, а также в перерыве между первой и второй сменой (одновременно открываются окна в классных комнатах и коридорах, двери учебных помещений остаются открытыми). Длительность сквозного проветривания помещений зависит от наружной температуры. Фрамуги в уборных не должны открываться.

При наличии люфтклозетов необходимо строго следить за правильной их эксплуатацией: должны быть обеспечены регулярная топка печей, хорошая тяга через выгреб, исправное состояние люка выгребной ямы; люк, выгреба и двери люфтклозета должны плотно закрываться. Устройство вытяжной вентиляции в люфтклозете, помимо основной тяги через выгреб, запрещается. Запрещается сливать if выгреб воду из-под умывальников, после уборки помещений и т. п.

Программами восьмилетних и средних школ по химии и физике предусматриваются занятия и опыты с металлической ртутью, которая при неправильном хранении и небрежном обращении может вызывать отравление учащихся и преподавателей. Объем ртути в школах не должен быть более 500 см3. Хранится ртуть под слоем воды в толстостенной стеклянной посуде с притертой или резиновой пробкой в предохранительной эмалированной или пластмассовой ванночке с высокими бортиками в местах, не доступных для учащихся. Все работы со ртутью проводятся в ванночках с бортиками. Выливать ртуть в канализацию не разрешается. Полы в лабораториях и лаборантских физики и химии должны быть без щелей. Рекомендуется покрытие их линолеумом. В лабораториях должны быть умывальные раковины или умывальники с подводкой холодной и горячей воды. Аппаратуру, содержащую ртуть с открытой поверхностью, после работы освобождают от ртути и хранят без ртути. Ртуть сливают в посуду, обеспечивающую правильное ее хранение.

Перед выполнением лабораторных работ учащиеся должны быть проинструктированы о мерах предосторожности при работе со ртутью. При разливе ртути, а также с целью профилактики не реже одного раза в год необходимо проводить демеркуризацию (обезртучивание) лаборатории. Демеркуризация может проводиться подкисленным раствором марганцовокислого калия (на 1 л воды 1 г марганцовокислого калия и 5 см3 соляной кислоты уд. в. 1,19). Марганцовокислый калий предварительно растворяют в небольшом объеме горячей воды, а затем переливают в бутыль с водой и добавляют указанное количество соляной кислоты. Этим раствором покрывают равномерным слоем с помощью гидропульта пол, стены, плинтуса и оборудование. Через час' раствор стирают тряпками.

Второй способ – обработка 20% водным раствором хлорного железа. После высыхания раствора все предметы обмывают водой. После окончания демеркуризации помещение тщательно проветривают. Металлические поверхности обрабатывать раствором хлорного железа нельзя. При обнаружении паров ртути в воздухе после обработки необходимо вскрытие пола, очистка подполья, смена штукатурки и т. д.

 

Водоснабжение

При наличии водопровода подводка холодной воды должна быть обеспечена к питьевым фонтанчикам, устанавливаемым в каждом рекреационном помещении, к умывальникам в классных комнатах 1-4-го классов, лабораториях, лаборантских, мастерских, кабинетах домоводства, черчения, географии, учительских, кабинетах врачей, фотолабораториях, к раковинам, устанавливаемым на демонстрационных и лабораторных столах лаборатории химии, к водоразборным кранам, устанавливаемым для хозяйственных нужд.

Подводка горячей воды должна быть предусмотрена к санитарным приборам, устанавливаемым в кабинетах домоводства, мастерских, душевых, кабинетах врачей, и к водоразборным кранам для хозяйственных нужд.

Число санитарных приборов в санузлах должно соответствовать норме один унитаз на 30 девочек, один унитаз, 1 писсуар на 40 мальчиков и одна умывальная раковина на 60 учащихся. Высота установки борта умывальника над полом должна быть для младших школьников 0,7 м, для старших школьников й взрослых – 0,8 м. Высота установки питьевых фонтанчиков от пола до борта чаши – 0,75 м.

 

Санитарное содержание помещений

Для борьбы с пылью у входа в школу должны быть поставлены скребки и решетки для очистки ног. Ежедневно после окончания занятий каждой смены должна быть проведена влажная, уборка всех помещений школы: влажное подметание полов, протирка влажной тряпкой парт, столов, подоконников, отопительных приборов и т. д. Уборка должна проводиться при открытых окнах или фрамугах. Влажная уборка коридоров и рекреационных помещений проводится после каждой перемены.

Классную доску ежедневно нужно мыть. Для стирания мела рекомендуются губки, смоченные в воде. Классная доска должна иметь лоток для задержания меловой пыли и ящички для хранения мыла и тряпок или губок.

Паркетные полы в классных комнатах и коридорах должны один раз в месяц натираться воском или мастикой. Дощатые полы окрашиваются масляной краской. Запрещается производить покрытие паркетных или дощатых некрашеных полов красками, разведенными только в воде, или мастиками с добавлением анилиновых красок.

Гимнастический зал нужно тщательно проветривать после каждого занятия. Влажная уборка его с протиркой всего оборудования проводится не менее 2 раз в день. Гимнастические маты должны выколачиваться на открытом воздухе не реже одного раза в неделю. Генеральная уборка гимнастического зала и подсобных помещений при нем должна проводиться не реже одного раза в неделю. Учащиеся допускаются в спортивный зал только в спортивных костюмах и обуви.

Санузлы после каждой перемены тщательно убирают: полы протирают, унитазы смывают и очищают, сидения и держки протирают тряпкой, смоченной в дезинфицирующих растворах (2% раствор хлорамина или 0,5% раствор осветленной хлорной извести). При отсутствии в школе водопровода в умывальнях должны быть наливные умывальники. Еженедельно должна проводиться более тщательная уборка помещений с протиркой панелей. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с мытьем мыльным раствором панелей, полов, радиаторов, подоконников и пр. Уборочный инвентарь для уборки санузлов, мытья пола в классах, для мытья стен, подоконников, парт и пр. должен быть раздельный, промаркированный. Отдельный инвентарь выделяется для уборки химических и физических лабораторий. Уборочный инвентарь должен храниться в специальных помещениях или шкафах. Инвентарь для уборки санузлов хранится отдельно от прочего уборочного инвентаря.

 

Оборудование учебных помещений

Основным видом мебели для учащихся 1-4-х классов является двухместная или одноместная парта, в которой стол и сиденье связаны между собой. Одноместные столы и стулья допускаются при наличии в них устройства, фиксирующего во время уроков письма, арифметики, рисования и чтения положение стула по отношению к столу в отрицательной дистанции, равной 40 мм, а крышку стола в наклонном положении-под углом 12-15°. Классные комнаты для учащихся 5-10-х классов могут быть оборудованы столами и стульями соответствующих размеров (номеров). Запрещается заменять стулья табуретками или скамейками. Рассаживание учащихся в классах должно проводиться в соответствии с их ростом (табл. 93).

 

Таблица 93

Основные размеры мебели

Таблица 93

 

Лаборатории биологии, физики и химии оборудуются специальными не более чем двухместными столами, кабинет черчения – одноместными чертежными столами. Высота лабораторных столов должна быть не более 72-75 см. Размер крышки стола установлен из расчета 60-65 см на одного учащегося. Рекомендуется крышки лабораторных столов покрывать линолеумом или пластиком. Демонстрационный стол в физическом кабинете должен иметь бортик для предупреждения загрязнения кабинета металлической ртутью, которая используется для проведения некоторых занятий.

Расстановка мебели по классам во вновь оборудуемых школах должна проводиться с учетом обеспечения каждого класса не менее чем 3–4 номерами парт или столов в соответствии с данными, приведенными в табл. 94.

 

Таблица 94

Расстановка мебели по классам с учетом
обеспечения каждого класса 3-4 номерами парт

Таблица. 94

 

Парты (столы) должны расставляться в классах по номерам, маленькие – ближе к доске. Парты для детей с пониженным зрением и слухом ставятся в 1-м и 3-м ряду. Двухместные парты и столы должны быть установлены в три ряда с расстоянием между ними 0,7-0,75 м. Первый ряд должен отстоять от наружной стены на расстоянии 0,5-0,6 м. Расстояние от доски до первых парт должно быть 2,0-2,75 м, до последних парт – не более 8 м. Самое удаленное от окна место должно находиться на расстоянии не более двойной высоты верхнего края окна над полом. Все парты, столы, стулья должны быть промаркированы. Номера парт для каждого учащегося классным руководителем заносятся в классный журнал.

Дважды в год учащиеся крайних рядов (1-го и 3-го) меняются местами без нарушения соответствия номера мебели росту. Крышки парт и столов должны быть окрашены в зеленый, светло-зеленый, светло-серый цвет или отделаны с сохранением цвета дерева. Остальную часть парты, стола и стул окрашивают светлыми красками.

Классные доски должны быть подвешены на высоте 85 см от пола в 1-4-х классах, 95 см – в средних и старших классах. Поле доски должно быть ровным, без изъянов и трещин с гладкой матовой поверхностью. Для доски могут быть использованы линолеум, релин, пластики коричневого или темно-зеленого цвета, для кабинетов черчения и рисования рекомендуются доски черного цвета.

 

Организация учебно-педагогического процесса

Учебный день при односменных занятиях школ должен начинаться в 9 часов, при двухсменных занятиях – не ранее 8 часов 30 минут для учащихся 1-4-x классов и 8 часов для учащихся средней школы. Учебный день в 1-4-х классах должен быть не более 4 уроков, в 5-8-х классах – не более 5 уроков. Допускается в 4-м классе 2 раза в неделю увеличивать число уроков до 5, а в 5-8-х до 6. Учебные занятия должны быть организованы с учетом чередования различных предметов. Максимальная продолжительность уроков установлена 45 минут. В 1-м классе рекомендуется сокращать продолжительность урока до 35 минут. Продолжительность перемен должна быть 10 минут. Одна из перемен (вторая или третья) должна иметь продолжительность 30 минут (или две – по 20 минут). Во время большой перемены учащиеся должны обеспечиваться горячим питанием.

 

Организация политехнического и производственного обучения

В 1-4-х классах должны проводиться занятия по труду в объеме 2 часов в разные дни недели. В течение урока виды деятельности должны меняться. Через каждые 15 минут проводится физкульт-пауза.

Комната ручного труда должна быть оборудована столами с горизонтальной крышкой и стульями № 7, 8, 9. На уроках ручного труда должны применяться ножницы длиной 118-120 мм с закругленными концами, нож весом 75 г с ручкой длиной 85 мм и шило стальное с ручкой длиной 85 мм и диаметром ручки 30 мм.

Уроки труда в 5-8-х классах не должны проводиться в один день с уроками по физкультуре. Сдвоенные уроки по труду допускаются только с 6-го класса при условии соблюдения 10-минутного перерыва между первым и вторым уроком и проведения физкульт-паузы во время уроков.

При работе в мастерских необходимо чередование различных операций и работ. Непрерывное выполнение одних и тех же работ свыше 15 минут в 5-6-х классах и свыше 20-25 минут в 7-8-х классах не разрешается.

Оборудование мастерских и инструментарий по своим размерам должны соответствовать росту и .силовым возможностям учащихся. Столярные верстаки должны иметь подъемное подверстачье с минимальной высотой 51,5 см и максимальной – 90 см и подъемные подножки. Каждое рабочее место должно быть обеспечено табуретом с изменяющейся высотой или сиденьем на кронштейне. Верстаки должны быть устойчивыми, слесарные верстаки закрепляются на полу. Расстояние между тисками на слесарных верстаках должно быть не менее 90 см. Высота верстаков для ручной обработки металла должна быть двух размеров: 95 и 85 см от пола до губок тисков.

Для подгонки высоты станка к росту учащихся должны быть подмостки трех высот: 5, 10, 15 см. Верстаки в столярной мастерской ставятся перпендикулярно или под углом 30-45° к окнам при расстоянии между верстаками 80 см, а между рядами верстаков – 120 см. В слесарной мастерской верстаки ставятся вдоль окон в один или в два ряда с расстоянием между ними 120 см. Если столярная мастерская занимает помещение типового класса, в ней должно быть не более 15 столярных верстаков, в слесарной мастерской, размещенной в классной комнате, может быть установлено 20 слесарных верстаков размером 60 х 100 см на одно рабочее место.

Во избежание загромождения мастерских станки в них должны строго соответствовать предложенным программой: токарно-винто-резные 1614-М или РМЦ-500-750 и ВЦ120-150 и настольно-сверлильные.

В швейных мастерских ножные машины ставятся перпендикулярно к окнам в один – два ряда так, чтобы свет на лапку падал слева. В учебных мастерских, кроме общего освещения, должно быть оборудовано местное освещение у верстаков, станков, машин с использованием светильника «Альфа» на гибком кронштейне. Инструменты должны быть в полной исправности. Деревянные ручки должны быть прочно насажены, на них не должно быть шероховатостей, трещин. Режущие инструменты нужно систематически затачивать. Размеры инструментов для школьных учебных мастерских приведены в табл. 95.

 

Таблица 95

Размеры инструментов (в миллиметрах)

Таблица 95

 

Производственное обучение Может быть организовано в учебных цехах, на участках, а также в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. Школьные учебно-производственные мастерские должны размещаться на территории школьного участка в отдельном здании, в учебно-опытной зоне, вблизи хозяйственного двора (не ближе 25-30 м от здания школы). Межшкольные учебно-производственные мастерские, обслуживающие несколько школ, должны иметь самостоятельный участок.

Учебные цехи, участки, пролеты и учебно-производственные мастерские должны иметь производственные, учебные, рекреационные и санитарно-бытовые помещения (гардероб, санузлы, душевые и т.д.). Запрещается организация учебных участков и пролетов в цехах с уровнем шума более 75 дб, с высокочастотной вибрацией и наличием в воздухе рабочих помещений токсических веществ. Площадь на одно рабочее место при обучении профессии токаря должна составлять 6 м2, фрезеровщика и шлифовщика 9-12 м2, электросварщика – 7,5 м2, слесаря-инструментальщика, сборщика, ремонтника и др. – 4 м2.

Полы производственных помещений должны быть теплыми (деревянные, асфальтные или ксилолитовые), гладкими, нескользкими и удобными для очистки. Рабочие места должны быть оборудованы сиденьями (приставные, выдвижные или откидные) для отдыха учащихся. Станки и машины в учебных цехах должны быть заземлены и иметь защитные приспособления. Производственные процессы, сопровождающиеся выделением пыли, оборудуются приспособлениями для ее улавливания и удаления. Учебные помещения должны иметь площадь из расчета 1,25-1,5 м2 на одного учащегося.

Санитарно-бытовые помещения должны соответствовать действующим санитарным нормам проектирования промышленных предприятий. Все учебно-производственные помещения должны иметь естественное освещение. Искусственное освещение может быть обеспечено системой общего освещения или комбинированным освещением. Применение одного местного освещения не разрешается. В качестве источников освещения могут использоваться как люминесцентные лампы, так и лампы накаливания. Для общего освещения должны применяться светильники прямого, отраженного или полуотраженного света с защитным углом от 10 до 30°. Для местного освещения должен использоваться светильник «Альфа», создающий при высоте установки его 30 см и лампе мощностью 40 вт освещенность 300 лк, а при лампе мощностью 25 вт – 200 лк. Освещенность нормируется в соответствии с нормами освещенности на промышленных предприятиях. При выполнении работ 1-го и 2-го разрядов должно обязательно применяться комбинированное освещение, а при выполнении работ 3-го разряда только общее.

Влажная уборка помещений мастерских проводится после окончания занятий. Для уборки стружек должны быть крючки. Продолжительность учебно-рабочего дня при производственном обучении не должна превышать 6 часов, а длительность работы – 4 часов для учащихся до 16 лет (9-й класс) и 6 часов – для учащихся до 18 лет (10-й класс). Производственное обучение школьников должно проводиться только в первую смену. В 9-м классе следует через каждые 50 минут работы делать 10-минутные Перерывы. В 10-м классе такие перерывы проводятся через каждые 1,5 часа работы. В середине рабочего дня следует устраивать перерыв не менее 0,5 часа.

 

Организация общественно полезного труда

В соответствии с учебными планами и программами на общественно полезный труд для учащихся 3-4-х классов отводится по 2 часа в неделю. В 1-2-х классах на общественно полезный труд специальные часы не выделяются. Общественно полезный труд включает: самообслуживание, работу по благоустройству школьной усадьбы, изготовление и ремонт учебного оборудования, инвентаря, участие в ремонте школьного здания, работу на учебно-опытном участке, строительные работы и др.

Единовременно на общественно полезный труд должно затрачиваться учащимися 1-4-х классов не более 30 минут, 5-8-х классов – не более 45 минут, 9-10-х классов – не более Р/а часов. Учащиеся 1-5-х классов в соответствии с их возрастными возможностями могут привлекаться только к определенным видам работ.

Учащиеся 1-2-х классов привлекаются к уходу за комнатными растениями в классе, осуществляют санитарное дежурство в классе, могут привлекаться к подметанию участка, очистке дорожек от снега, к уходу за растениями на участке (рыхление, прополка, полив и т.д.).

Учащиеся 3-4-х классов могут подметать полы, мыть подоконники, протирать панели в классах, дежурить в столовой или буфете (сервировка и уборка со столов после еды). На пришкольных участках могут выращивать цветы, сажать кустарники. Из работ по изготовлению и ремонту учебных пособий им может быть поручено переплетение брошюр, журналов, тонких книг для школьных библиотек.

Учащиеся 5-6-х классов привлекаются к уборке классных помещений, кабинетов и мастерских, к дежурству в гардеробе, в столовой. На участке им может быть поручена работа по уходу за растениями, по уборке снега, скалывание льда, посыпание дорожек, по уходу за животными в уголке живой природы. Разрешаются также работы по изготовлению и ремонту различных учебных пособий, моделей, макетов и пр. На участке учащимся 5-6-х классов разрешается копание канавок, разбивка и устройство покрытий дорожек, постройка изгороди, посадка кустарников, деревьев, разбивка клумб, цветников. Может проводиться борьба с вредителями,

Но без применения ядохимикатов. Допускается участие в строительстве и оборудовании спортивных площадок.

Учащиеся 7-8-х классов могут проводить, кроме работ, разрешенных учащимся 5-6-х классов, уборку рекреаций, физкультурного зала, коридоров. Могут осуществлять лаборантскую работу, обслуживание учебных кабинетов и мастерских. Допускается участие в приготовлении пищи в школьной столовой. Разрешаются также работы по ремонту учебного оборудования, по изготовлению и ремонту пособий, приборов, макетов по физике, химии, черчению и другим предметам, участие в работах по электрификации и радиофикации школы, участие в ремонте школьного здания (помощь в проведении штукатурных работ, покраска пола, дверей, побелка). Допускается уход за кроликами, домашней птицей.

К общественно полезному труду должны привлекаться только здоровые учащиеся. Школьники, имеющие отклонение в состоянии здоровья, должны допускаться к участию в общественно полезном труде в объеме, согласно заключению врача.

Дети и подростки не должны привлекаться к работам:

а) не отвечающим возрасту и связанным с большой физической нагрузкой (учащиеся 1-4-х классов – к мытью пола, стирке белья вручную или машинами; подростки 5-8-х классов – к стирке постельного и нательного белья вручную, к погрузке и разгрузке тяжелых предметов, к натирке пола и др.);

б) опасным для жизни: к чистке снега с крыш и проезжих улиц; к ремонту и обслуживанию электросети высокого напряжения; к заготовке льда на реках и озерах; к мытью и протирке осветительной арматуры и оконных стекол на любом этаже; к обслуживанию котельной, к текущей дезинфекции, дезинсекции, дегазации и дератизации, а также к работам, связанным с применением ядохимикатов;

в) опасным в эпидемиологическом отношении: к уборке санузлов, умывальных комнат, мест общего пользования, к уборке и вывозу отбросов и др.

К работе на кухне, к резке хлеба, мытью столовой посуды, заправке питьевых бачков и другим подобным работам могут привлекаться учащиеся только с 14-летнего возраста, прошедшие медицинское обследование, как работники пищевых предприятий. Работы по общественно полезному труду учащиеся должны выполнять лишь в специальной одежде (комбинезоны, халаты, фартуки, косынки).

Инвентарь должен соответствовать росту и возрастным возможностям учащихся (табл. 96).

 

Таблица 96

Размеры лопат (в миллиметрах)

Таблица 96

 

Лейки и ведра делаются емкостью 4-6 л, на корпусе леек и ведер должны быть нанесены метки, указывающие уровень, до которого наливается вода для школьников 11-13 лет (2,5-3 л). Удобнее в работе ведра и лейки уплощенной формы. Грабли железные и деревянные применяются двух размеров. Учащиеся младшего школьного возраста должны быть обеспечены железными граблями с 8 зубьями и деревянными – с 7 зубьями; учащиеся среднего и старшего возраста – железными с 10 зубьями и деревянными – с 9 зубьями. Длина ручек определяется исходя из роста плюс 8-10 см для железных граблей и 18-30 см для деревянных граблей. Мотыги также применяются двух размеров. Для учащихся младшего школьного возраста мотыга должна иметь размеры бойка 100 x 90 мм и длину ручки 110 см, для учащихся среднего и старшего возраста – размеры бойка 125 х 100 мм, длина ручки–140 см.

Мытье полов, радиаторов и панелей должно производиться только при наличии теплой воды (30-35°).

К работам с бытовыми машинами и приборами (пылесосы, электрополотеры, стиральные машины) допускаются учащиеся только с 14 лет. После выполнения работ учащиеся должны быть обеспечены всем необходимым для соблюдения правил личной гигиены (теплая вода, мыло, полотенце).

Широкое привлечение учащихся к сбору вторичного сырья требует усиленного санитарного контроля за проведением этого мероприятия. Школьникам разрешается собирать' металлический лом, бумажную макулатуру и стеклянную посуду. К сбору вторичного сырья могут привлекаться только здоровые учащиеся начиная с 5-го класса. Учащиеся 3-4-х классов могут заниматься сбором только бумажной макулатуры. Учащимся 3-6 классов разрешается сбор в квартирах, в которых они живут. Учащиеся старших классов могут собирать вторичное сырье в учреждениях (кроме медицинских), магазинах, на предприятиях. Запрещается сбор сырья по квартирам, дворам, на рынках, свалках. Для перевозки собранного сырья должны быть тележки, носилки, санки, сетки, мешки и т.д.

 

Организация сельскохозяйственных работ

К участию в сельскохозяйственных работах должны привлекаться здоровые учащиеся 6-10-х классов. Учащиеся 3-5-х классов могут работать только на пришкольных участках. Для учащихся на месте работы должны быть оборудованы летние помещения для отдыха, приготовления и принятия пищи и помещения для хранения сельскохозяйственного инвентаря (полевой стан). В полевых станах обязательно наличие уборных и умывальников. Желательно наличие спортивных площадок, душевых с солнечным подогревом воды, специальных лотков для мытья ног. При организации работ вдали от полевого стана для укрытия учащихся от солнца во время отдыха должны устраиваться навесы, шалаши или палатки. Необходим подвоз учащихся, если место работы размещено далее 3 км от места жительства учащихся. Длительность работы для учащихся 6-7-х классов должна составлять не более 3 часов, 8-х классов – 4 часов.

Учащиеся старших классов могут работать до 6 часов, в день при условии работы 4 часа утром и 2 часа после обеда (с 16-17 часов). Начало работы устанавливается в зависимости от климатических условий. Через каждые 50 минут работы должен устраиваться 10-минутный перерыв. Необходимо чередовать различные виды работ. Для учащихся, работающих в течение 6 часов, должно быть выделено время на купание, дневной соч. Горячее питание должно быть двукратным (обед и полдник). Для учащихся, работающих 3-4 часа в день, следует предусмотреть горячее питание (обед). В молодежном лагере с круглосуточным пребыванием подростков должно быть четырехразовое питание калорийностью 3500-4000 ккал.. Учащиеся должны быть обеспечены достаточным количеством доброкачественной питьевой воды.

При направлении на работы, связанные с загрязнением, учащихся необходимо обеспечить спецодеждой. Запрещается допуск учащихся до 18-летнего возраста к работам на сельскохозяйственных машинах, к работам с ядохимикатами, к самостоятельной работе чабанами и пастухами, к работе по уходу за больными животными и птицами, к работе, связанной с силосованием. Учащиеся 6-7-х классов не допускаются к работам с навозом, с использованием лошадей, на току, на животноводческих фермах. При организации сельскохозяйственных работ учащиеся должны быть обеспечены медицинской помощью. Постоянная медицинская сестра должна выделяться на группу учащихся в 100 человек. Общая продолжительность сельскохозяйственных работ в течение летнего периода должна быть такой, чтобы время каникул для учащихся 6-7-х классов было не менее 1,5 месяцев, для учащихся 8-9-х классов не менее одного месяца.

 

Организация физического воспитания в школе

В школах и школах-интернатах проводятся гимнастика до уроков, физкультминутки, уроки физической культуры, физкультурно-массовая и спортивная секционная работа во внеучебное время, туризм и закаливание.

Гимнастика до уроков проводится ежедневно перед началом первого урока. Комплексы упражнений должны составляться педагогом по физической культуре и состоять из 6-8 упражнений, главным образом для усиления функции дыхания и кровообращения. Через каждые 8-10 дней комплексы должны меняться. Гимнастика должна проводиться в теплое время года на школьном участке, зимой – в хорошо проветренном помещении при открытых фрамугах или окнах.

Физкульт-паузы проводятся в начальных классах и включают упражнения для верхнего плечевого пояса типа потягивания, для мышц ног с целью улучшения кровообращения брюшной полости и ног, упражнения для туловища (повороты, наклоны и пр.). Каждое упражнение должно повторяться 4-6 раз. Длительность физкульт-пауз 2-3 минуты. Перед проведением физкульт-пауз открываются фрамуги или окна. Особенно важно проведение физкультпауз на уроках ручного труда, в мастерских, на производстве. Комплекс упражнений составляется в этом случае с учетом характера работы.

Уроки по физической культуре проводятся в объеме 2 часов в неделю в разные дни. Урок должен состоять из вводной части, рассчитанной на 5-7 минут и включающей упражнения, подготавливающие организм к основной части урока (порядковые упражнения, строевые, дыхательные, ходьба, бег, прыжки и пр.); основной части продолжительностью 35 минут и заключительной части урока длительностью 3-5 минут. Последняя необходима для приведения деятельности органов дыхания и кровообращения к норме (дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на расслабление и др.). С 3-го класса вводится ходьба на лыжах. Для занятий на лыжах рекомендуются сдвоенные уроки. Занятия по физической культуре организуются с учетом распределения учащихся на физкультурные группы: основную, подготовительную и специальную.

К внеклассной работе по физическому воспитанию допускаются учащиеся с разрешения врача. Следует требовать ограничения времени занятий в кружках до 45 минут, занятия в секциях проводятся 1-2 раза в неделю по 1,5-2 часа. Занятия в кружках и секциях строятся так же, как и уроки по физкультуре: с постепенным увеличением нагрузки и снижением ее к концу занятия.

Внешкольная работа проводится в детских спортивных школах, в детских и юношеских спортивных секциях добровольных спортивных обществ. В спортивных школах занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2 часа.

Занятия по физической культуре и спорту должны организовываться по возможности на свежем воздухе.

 

ШКОЛЫ И ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В школах продленного дня учащиеся находятся с 8 часов 30 минут до 18-19 часов. Школы продленного дня могут быть организованы в зданиях школ, имеющих достаточный по площади и хорошо оборудованный участок и пищеблок, обеспечивающий двухразовое питание. Для учащихся 1-2-х классов и детей с ослабленным здоровьем в школах и группах продленного дня должен быть организован дневной сон в течение 1-1,5 часов. Для проведения сна необходимы специальные помещения: неотапливаемые веранды, специально оборудованные классные комнаты, актовый зал, рекреации зального типа, обслуживающие 1-2-е классы, из расчета 2-2,5 м2 на одно место. При организации сна на верандах должны быть выделены теплые помещения для хранения постельных принадлежностей. В связи с необходимостью организации дифференцированного режима для учащихся разных классов в школе продленного дня должна быть обеспечена возможность секционного размещения классов. Для организации свободного времени должны быть выделены специальные комнаты отдыха или для этих целей приспосабливаются рекреации, если они рассчитаны на 2-3 класса. Группы продленного дня могут быть организованы в любой школе. В группах продленного дня должны быть обеспечены те же условия, что и в школах продленного дня. Число учащихся в классах школ продленного дня должно быть не более 40.

При организации режима дня как в школах, так и группах продленного дня обязательно должно быть обеспечено 3-3,5-часовое пребывание на воздухе для учащихся 1-2-х классов и 2-2,5-часовое пребывание для учащихся 3-8-х классов. В школах продленного дня широко организуется физическое воспитание учащихся. Обязательно должны проводиться утренняя гимнастика до уроков, физкультпаузы во время учебных занятий, ежедневные, дополнительные к урокам физической культуры, непродолжительные (20-25 минут) занятия физическими упражнениями в начальных классах, подвижные игры на открытом воздухе, работа спортивных секций.

 

ВЕЧЕРНИЕ ИЛИ СМЕННЫЕ СРЕДНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Школы рабочей и сельской молодежи открываются в городах, рабочих поселках и в сельской местности и находятся в ведении отделов народного образования. Могут быть организованы также при промышленных и транспортных предприятиях, стройках, совхозах, ремонтно-технических станциях, колхозах. Школы могут размещаться как в самостоятельных зданиях, отвечающих требованиям учебных заведений, так и в зданиях общеобразовательных школ. Площадь участка должна быть 0,7 га. На участке должны быть спортивная зона и хозяйственный двор.

Учебный режим работы зависит от размещения школы. Школы, размещенные в зданиях общеобразовательных школ, занимаются только вечером 4 дня в неделю (2 дня по 4 часа и 2 дня по 5 часов); школы, размещенные в самостоятельных зданиях, могут заниматься в две смены по 3 дня в неделю по 6 уроков. Продолжительность уроков и перемен такая же, как в обычных школах.

В школах должен быть выделен буфет с количеством посадочных мест из расчета одно на 15 учащихся; площадь на одно посадочное место 0,8-0,9 м2. Допускается использовать для размещения буфетов рекреации.

Производственные помещения буфета должны иметь кухню-раздаточную площадью 24-32 м2, кладовую для продуктов с холодильным шкафом площадью 6-8 м2 и тарную (2-3 м2).