Детские дома предусматриваются для детей дошкольного и школьного возраста.

Детский дом должен иметь свой участок площадью из расчета от 100 до 300 м2 на одного ребенка. Участок должен быть огражден и озеленен. На участке должны быть выделены спортивные и физкультурные площадки для тихих игр, садово-огородные участки; хозяйственный двор должен быть расположен отдельно от основного участка детского дома. На хозяйственном дворе, имеющем отдельный въезд, должны располагаться овощехранилище, ледник, сараи для хранения топлива и тары, мусороприемник (на цементированной или асфальтированной площадке), помойная яма (в неканализованных детских домах). Водоснабжение и удаление нечистот решаются так же, как. и в детских дошкольных учреждениях.

Детский дом может размещаться как в одном, так и в нескольких близко расположенных зданиях. Каждая группа дошкольного детского дома должна иметь раздевальню из расчета 0,5 м2 на одного ребенка, спальню – 3 м2 на одного ребенка, веранду – 2 м2 на одного ребенка. Кроме того, должны быть зал для музыкальных занятий, кладовые для хранения постельных принадлежностей и мешков при веранде, умывальни, уборные.

В школьном детском доме площадь спальных помещений должна быть из расчета 4 м2 на одного воспитанника. Спальные комнаты должны быть оборудованы кроватями в соответствии с ростом детей, тумбочками по одной на двух воспитанников, стульями по числу кроватей в комнате, одним платяным шкафом с вешалками и крючками из расчета два крючка на каждого воспитанника. Для приготовления уроков должны быть выделены специальные комнаты из расчета 1,25 м2 на одного воспитанника. Должно быть выделено помещение под клубную (пионерскую) комнату из расчета 2,5 м2 на одного ребенка. Мастерские оборудуются исходя из нормы площади на одного воспитанника 4 м2. В школьном детском доме должны быть предусмотрены также гардероб-раздевальня, санузлы.

Кроме перечисленных помещений, как в дошкольных, так и в школьных детских домах должны быть устроены изолятор с отдельным выходом на участок из расчета 4 боксированных койки на 100 детей в школьном и 6 – в дошкольном доме (по 6 м2 на одну койку), кабинет врача, директора, канцелярия, кладовые для хранения вещей, для чистого белья, комнаты для чистки одежды и обуви, помещения для хранения личных вещей, комната персонала, помещения для хранения уборочного инвентаря, санузел для персонала. Умывальни должны иметь естественное освещение и хорошо проветриваться. Оборудуются умывальни из расчета один кран на 10 воспитанников школьного возраста и на 8 детей дошкольного возраста. Для хранения зубных щеток, порошка, кружек и полотенец должны быть шкафчики с индивидуальными ячейками. В умывальных комнатах должны быть оборудованы ванны для мытья ног (один кран на 10 человек). Уборные должны быть теплыми, оборудоваться из расчета один унитаз и один писсуар на 18 мальчиков школьного возраста и один унитаз и один писсуар на 12 мальчиков дошкольного возраста, один унитаз на 12 девочек. В детских домах для школьников необходимо устраивать для девочек отдельные гигиенические кабины, обеспеченные теплой водой (одна кабина на 50 девочек).

Набор помещений и их площадь в пищеблоке зависят от количества детей в детском доме и должны обеспечить полное соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к хранению продуктов, приготовлению и раздаче питания. Обеденный зал в столовых школьных детских домов должен иметь площадь из расчета 1 м2 на одного ребенка. При столовой устраивается умывальня с полотенцами и мылом для мытья рук.

В детском доме должна быть баня или душевая типа санпропускника. Мытье детей в бане проводится не реже одного раза в 7 дней с одновременной сменой нательного и постельного белья. Каждый воспитанник должен иметь отдельную мочалку во избежание распространения грибковых заболеваний; после мытья мочалки кипятят и сушат. Стрижка детей проводится не реже одного раза в месяц. Для стирки белья оборудуется прачечная, состоящая из комнаты для приема грязного белья, стиральной, сушильни и гладильной. К устройству отопления, вентиляции, к естественному и искусственному освещению, а также к организации санитарно-гигиенического режима, режима дня, режима питания, физического воспитания, к оборудованию детского дома предъявляются те же требования, что и в других детских учреждениях для детей соответствующего возраста.

Воспитанники детского дома должны быть обеспечены нательным и постельным бельем, одеждой и обувью из расчета не менее 3 смен на одного воспитанника (Санитарные правила по устройству и содержанию детских домов, утвержденные ГСИ СССР 20/VII 1954 г. № 165-54).

гигиенические требования к профессионально-техническим училищам. В соответствии с «Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» для профессионально-технического обучения молодежи создаются городские и сельские профессионально-технические училища вместо существовавших ранее различных школ и училищ системы трудовых резервов. В профессионально-технические училища принимаются юноши и девушки, окончившие 8 классов, после предварительного медицинского осмотра. Основной профессиональной подготовкой является производственное Обучение, которое занимает 60-70% учебного времени. Оно проводится в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, в лабораториях и непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах, на строительных площадках. Для прохождения производственного и теоретического обучения учащиеся распределяются на группы численностью 25-30 человек, иногда производственное обучение проводится группами по 12-15 человек (обучение сложным работам, на сложном оборудовании). Продолжительность обучения в профессионально-техническом училище 1-3 года.

Площади земельных участков принимаются в зависимости от количества учащихся – от 1,5 до 3,5 га. На участке должна быть Спортивная зона, к оборудованию которой предъявляются те же требования, что и в школах. В хозяйственной зоне участка размещаются Помещения для складирования сырья и готовой продукции, места фора отходов и пр.

Существуют три типа производственно-технических училищ для Различных отраслей промышленности: на 200, 400 и 600 учащихся. Училища могут быть расположены как в одном здании, так и в отдельных павильонах. Помещения профессионально-технических училищ подразделяются на группы: учебные помещения, производственные мастерские, столовая и культурно-бытовые помещения, административно-хозяйственные помещения.

Расстояние учебно-производственных баз от общежития учащихся не должно превышать 1 км. При обеспечении учащихся постоянным транспортом это расстояние может быть увеличено до 5 км. Учебные и производственные помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к тем же помещениям в общеобразовательных школах.

Учебные кабинеты должны иметь площадь на одного учащегося 2,4 м2. В учебно-производственных мастерских и на базовых производствах должны быть предусмотрены мероприятия по охране труда подростка и технике безопасности в соответствии с требованиями промышленной гигиены в данной отрасли.

Помещения спальных корпусов должны отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к общежитиям для учащихся в школе-интернате. В спальном корпусе устраивается изолятор из расчета одна койка на 50 человек, проживающих в общежитии. Душевая в общежитии должна иметь на каждые 30 человек один рожок.

Занятия по производственному обучению должны начинаться не ранее 7 часов 30 минут для первой смены и заканчиваться не позднее 19 часов 30 минут для последней смены. Теоретические занятия проводятся в течение 50 минут с перерывом после каждого урока 10 минут. В первый год обучения при проведении учебно-производственных занятий должны устраиваться 10-минутные перерывы через каждые 50 минут работы, на втором году обучения – через 1 час 50 минут. При использовании учебных и учебно-производственных помещений для занятий в несколько смен между сменами предусматривают перерывы продолжительностью не менее 30 минут.

Все учащиеся должны быть обеспечены мылом и полотенцами для соблюдения правил личной гигиены. При работе учащихся на открытом воздухе в холодное время года необходимо устраивать перерывы для обогревания. Учащиеся должны пользоваться спецодеждой, предохранительными и защитными приспособлениями, как и рабочие соответствующих профессий.

Учащиеся профессионально-технических училищ должны получать двухразовое питание: завтрак и обед. Завтрак дается до занятий. Питание может быть организовано в столовых при училищах или в столовых общей сети общественного питания. В последнем случае для учащихся выделяют определенные столы и фиксируется время приема пищи. В столовой должны быть умывальники, мыло и полотенца для мытья рук перед едой. Прием пищи может быть организован в три смены.