Именно эта служба еще в начале XX в. сделала огромный вклад в борьбу и профилактику многих зоонозов у человека (туберкулеза, бруцеллеза, бешенства), в дело эффективного контроля над получением безопасной продукции животноводства.

Ветеринарные специалисты несут особую ответственность за санитарное состояние и полноценность кормов, профилактику и борьбу с зоонозами в животноводстве, соблюдение правил доставки сельскохозяйственных животных на бойню, их осмотр до и после забоя, проверку качества полученного мяса, птицы, рыбы и ветеринарно-санитарный контроль при продаже сырых продуктов на рынках. Они также осуществляют первичный контроль над доброкачественностью молока и яиц еще до того, как они поступят в продажу или переработку.

В нашей стране безопасность сырья и продукции животного происхождения обеспечивает ветеринарная служба. В конце прошлого века активную деятельность в этой сфере осуществляла ветеринарно-санитарная инспекция Министерства мясной и молочной промышленности. После ее ликвидации ветеринарно-здравоохранительные функции, связанные с контролем и безопасностью продукции животноводства, перешли к Министерству сельского хозяйства. Затем в рамках административной реформы эти функции перешли Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Минсельхоза. Кроме того, в ходе административной реформы 2003-2005 гг. регионам были переданы полномочия по обеспечению эпизоотической безопасности, предотвращению заболеваний животных. Данный вид надзора на уровне субъектов по состоянию на 2018 г. осуществлялся органами регионального ветеринарного надзора. Однако сложившаяся система приводит к отдельным случаям дублирования функций контрольно-надзорными органами регионального и федерального уровня, размытости границ компетенций между уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти субъектов РФ, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами. На это обстоятельство указывает в своем докладе, который был подготовлен в рамках Консультационного проекта для Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, группа экспертов из состава Всемирного банка. В соответствии с этим докладом рекомендовано провести реформу Россельхознадзора, передав ему функции контроля и обучения специалистов региональных служб, наделить полномочиями по определению порядка и правил работы региональных контрольно-надзорных органов. При этом обязательным условием является создание отдельного департамента в структуре федеральной контрольно-надзорной службы, который должен отвечать за непрерывное обучение специалистов региональных служб по принципу «учить учителя» («training-of-trainer» — обучение специалистов-инструкторов, которые, в свою очередь, смогут обучать своих коллег). В настоящее время планируется, что в 2019—2020 гг. полномочия в области ветеринарного надзора будут полностью переданы Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Минсельхоза РФ.

Таким образом, в настоящее время департамент ветеринарии осуществляет функции по охране здоровья и благополучия животных от болезней, наносящих ущерб, а Россельхознадзор должен решать большой спектр вопросов, связанных с безопасностью сырья и продукции животного происхождения.

На современном этапе ветеринарная служба страны много сделала в законотворческой сфере по вопросам пищевой гигиены, что является необходимой базой для нормального функционирования системы обеспечения перерабатывающей промышленности и населения безопасным сырьем и продукцией животного происхождения. Большинство руководящих документов по ветеринарии опубликовано в едином издании и стало доступно не только специалистам, но и всем участникам оборота мясного сырья и продукции животного происхождения, в том числе на международном рынке. Проделана большая работа по гармонизации требований к пищевому сырью и пищевой продукции в соответствии с нормами ВТО, внедрен ряд информационно-коммуникационных подходов в рамках реализации Россельхознадзором своих полномочий. В настоящее время разработана и внедрена обязательная Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Меркурий», предназначенная для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории РФ в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности. ФГИС «Меркурий» — одна из основных специализированных информационных систем, из которых состоит Государственная информационная система в сфере ветеринарии «Ветис». В результате интеграции системы «Меркурий» с действующими системами «Аргус» и «Веста» создана единая информационная среда в области ветеринарии и обеспечения пищевой безопасности.

Принятие Федерального закона от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства РФ от 14.12.2009 № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля», Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» позволило очертить рамки госветнадзора. Предметом проверок при осуществлении федерального государственного надзора являются:

  • соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Таможенного союза, международных договоров РФ, технических регламентов, ветеринарных правил и норм;
  • выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории РФ от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;
  • выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора.

Законодательством установлено, что нормативно-правовое регулирование в сфере контроля над качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляются Министерством сельского хозяйства РФ и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:

  • продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;
  • деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения;
  • условия утилизации некачественной, опасной для человека продукции животного происхождения продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках, (в том числе условия ее использования на корм животных), или уничтожения.

Тем не менее даже при наличии научно-обоснованной, гармонизированной с международными правилами ветеринарной документации по безопасности сырья и продукции животного происхождения ее правильное применение на практике зависит, прежде всего, от ветеринарных специалистов на местах. Их образовательный статус и профессиональный уровень должны отвечать современным требованиям, так как непосредственно от них зависит защита здоровья граждан от пищевых зоонозов.

Это требует постоянного повышения уровня квалификации ветеринарных врачей, а также включения в программы обучения ветеринарных студентов не только расширенного курса ветеринарно-санитарной экспертизы, но и большого круга вопросов, связанных с пищевой гигиеной вдоль всей пищевой цепи «от фермы до стола» в отношении сырья и продукции животного происхождения. Без этих базовых знаний аграрным ветеринарным врачам и специалистам станций по борьбе с болезнями животных, на которых сейчас возложено решение указанных выше вопросов, будет трудно осуществлять квалифицированный надзор за обеспечением населения и перерабатывающей промышленности безопасным сырьем и продукцией животного происхождения.